Братья Радзецкие: «По правде, в альбоме не два музыканта, а три»

Фев 17, 2014

Братья Радзецкие: «По правде, в альбоме не два музыканта, а три»

В этом году вечер 23 февраля был особенно праздничным – в «Клубе Алексея Козлова» пройшла презентация альбома «Big Second», авторского дебюта Сергея и Дмитрия Радзецких, братьев-гитаристов с братской Украины, они же – проект «Big Second».

Сергею (на верхнем фото он справа) – 30, Дмитрию – 24, оба вполне состоявшиеся, известные на Украине и в России музыканты, не доставало лишь дебютного альбома. Сегодня, трудами Издательства «ArtBeat Music», он есть, его можно приобрести. И это, надеемся, пойдет братьям в плюс.

Как и небольшое промо-интервью с ними.

 

*  *  *

– У музпроектов каких только названий не бывает, но у вашего, можно сказать, и простое, и удачное. Кто автор?

Дмитрий. Идея общая и давняя: мне было 7 лет, Сереже – 13, и захотелось придумать что-нибудь благозвучное и символичное. А еще, поскольку папа (Юрий Радзецкий, гитарист и педагог – Ред.) нам и родитель, и творческий наставник, мы с детства вращались в его любимой музыке: «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин». «Эмерсон, Лэйк и Палмер»… поэтому захотелось названия чуть заковыристого, с «торчащими» согласными.

Сергей. Ну, мы и взяли себе «Big Second», «большую секунду», интервал в две ступени – нас же двое.

Альбом "Big Second" (ArtBeat Music, 2013). deluxe-издание

Альбом «Big Second» (ArtBeat Music, 2013). deluxe-издание

– Простите зануду, но интервал «большая секунда» по-английски не «Big Second», а «Major Second».

Дмитрий (отсмеявшись вместе с братом). Вообще-то да! И мы, когда подросли, это узнали.

Сергей. Но название решили оставить. В память о детстве, когда его придумали, когда всё было впервые.

Дмитрий. Мы и сейчас этот наивный «детский подход» стараемся сохранить… в альбоме, например, он есть в пьесе «Дада-праздник».

Сергей. Кстати, лет пять назад у нас возникло желание переосмыслить проект, «перезапуститься», заодно поменять название. Список вариантов составили… даже что-то от фамилий наших было. Нич-чего не подошло!

Раз уж упомянули фамилию…

Дмитрий. Да мы сами ей интересовались… и узнали, что даже если у нее польские корни, то смысла «советский» (по-польски – «radziecki». Ред.) в ней нет! Зато в какой-то книге нашли, что она родственна слову «раджа» на индо-санскритском! (Смеется.). А если серьезно, то фамилия просто кочевала по Европе и оказалась на Украине.

Дмитрий РадзецкийСергей Раздецкий

– О! Про гитарный инструментарий спрошу чуть позже, а пока вот что: украинские народные инструменты использовать не пробовали?

Сергей. Было, было. И в процессе обучения, и по ходу экспериментов. Но так, в порядке ознакомления.

– Тогда о 10-струнной RADZ-guitar, о вашем ноу-хау.

Дмитрий (брату). Можно я?.. Так вот, идея сделать такую гитару у меня появилась, когда учился в музыкальном училище и на глаза постоянно попадались записи игры King Crimson: то Тони Левина на Chapman Stick, то Трея Ганна на Warr guitar. Насмотрелся, чего они только ни делают – тэппингом играют, с синтезаторами необычные звуки извлекают! – и захотел иметь подобный инструмент. Но и Stick, и Warr guitar – они, в основном, для тэппинга, а у нас с Сережей выучка классическая, ногтевой стиль. Сходу стало ясно, что новый инструмент надо будет выдумывать «под себя». Засел изучать разные варианты гитар, количества и расположения струн, применения гитарных синтезаторов – и года за два, в 2006-м и 2007-м, в Днепропетровске, с помощью местных гитарных мастеров была сделана моя RADZ-гитара.

(Сергею.) А ты ее в руки не берешь?

Сергей (улыбнувшись). Брал, конечно. Чисто из любопытства. Для игры на ней мне надо специально переучиваться.

Дмитрий. Серёжа от природы правша, да и ладонь него чуть больше, разница имеет значение.

Сергей. А он – переученный левша. И пальцы у него длинней.

– В курсе, что в «серии гитарных альбомов» ArtBeat Music вы не первые по счету украинцы?

Сергей. В смысле?

– Вы, можно сказать, вслед за Энвером Измайловым, его двумя альбомами.

Дмитрий. Так и большая честь! Тем более что мы даже выступали с ним на 1-м Киевском гитарном фестивале имени Молоткова, на гала-концерте: мы – как участники, он – как член жюри… помню, он на саунд-чеке моими синтезаторами интересовался…

– Да вы и в октябре 2012-го в киевский концерт Stick Men умудрились встроиться в ранге спецгостей и сыграть с легендами!

Дмитрий. С ними мы познакомились на общем выступлении на фестивале «Мир Гитары» в Калуге, в мае 2012-го. Пообщались, а дальше – заслуга Игоря Романова, промоутера, который помогает нам расширять, так сказать, круг музыкального общения… «Стикмены», кстати, наш подход к совместному исполнению их вещи «Soup» (см. бонус-трек альбома «Big Second» – Ред.) вполне одобрили.

С Тони Левиным –  и с Алексеем Козловым.

С Тони Левиным – и с Алексеем Козловым.

– А теперь сосредоточимся на альбоме, ок?

Дмитрий. Опорные вещи в нем – первая и последняя, «Синопсис» и «Дада-праздник». Они симметрично выстроенные, вокруг них вся музыка и вращается.

Сергей. А основа концепта: все-все-все звуки альбома – природные шумы, фортепиано – все они гитарные! Чисто гитарный проект… Названия всем пьесам дали интернациональные, чтобы не мучиться с переводом.

Дмитрий: Порядок композиций выстраивали втроем. Папа, я и Сережа предложили свои варианты, а потом мы их согласовали с учетом контрастности композиций, звуковой палитры каждой пьесы и подачи двух подряд сольных вещей – «Импрессио» и «Коллоквиум», гитарной и бас-гитарной, их диалога. При этом в головах держали, чтобы весь альбом слушался единой сюитой, этаким путешествием – как, скажем, у Pink Floyd или Genesis.

Буклет deluxe-релиза «Big Second» в развороте, с «яблоком» диска

Буклет deluxe-релиза «Big Second» в развороте, с «яблоком» диска.

Сергей. При этом можем сказать конкретное о каждой вещи. Что и делаем на концертах.

– Вперед!

Дмитрий. «Синопсис» (смеется)… кстати, единственная пьеса, о которой мы не говорим, не объявляем, а просто начинаем с нее концерт. Про себя называя «Интродукцией»… в общем, чистая увертюра, ввод в альбом.

Сергей. Следующая, «Неотрубадуры» – из нашего начала, когда мне было 13, а Диме – 7, но мы уже пробовали ломаный, угловатый ритм, сделав вещь под названием «Трубадуры». А потом музыканты подросли, вещь обновилась и получила имя «Неотрубадуры».

Дмитрий. «Косморама» – из гораздо более поздних… надо сказать, что итоговые, альбомные версии пьес доводились до ума три года, начиная с 2009-го…

Сергей. А техническая «фишка» «Косморамы» – она вся исполнена тэппингом, ни звука щипком, только удары. У нас же первый инструмент – фортепьяно в музыкальной школе. А на гитары мы, так сказать, перешли.

«Big Second» на клубной афише проекта ProgDay (cовм. c журналом «InRock»)

«Big Second» в прог-контексте, на афише проекта ProgDay (общего c журналом «InRock»).

Дмитрий. «В ожидании ответа» – небольшая, веселая, активная зарисовка со слэпом, с телефонными гудками. Как бы передышка для слушателя. «Океанскую тишь» для двух гитар и 16-ти струн – десяти моих и шести Сережиных на классической гитаре – сочиняли в 2010-м, параллельно «Синопсису» и в стиле калифорнийского гитарного трио, плюс синтезаторы, плюс свои идеи. Вещь задумывалась как медитативная и, думаю, получилась… настолько, что мы на концертах ее играем не всегда, чтоб народ не задремал (смеется).

Сергей. В «Импрессио» и «Коллоквиуме», двух сольных пьесах, сделанных под индивидуальные клипы, каждый из нас дал другому развернуться. Показать себя.

Дмитрий. Восьмая, «Калейдофон» из 4-х частей, связанных и гармонически, и сюжетно, сочинялась-накапливалась по кусочкам – самая навороченная, самая сложная для понимания. И самая прог-роковая.

– То есть, если вас спросят: «Вы играете прог, а «эпик» у вас есть?» – «Да, вот он!»

Сергей (улыбнувшись). В каком-то смысле да. Вдобавок, в ней есть как бы выход в «конец музыкального путешествия»: герой бегал-бегал по звуковым узорам, по калейдофону, этакому звуковому калейдоскопу – и выбежал в детство, в финальный «Дада-праздник».

– Об альбоме – все?

Сергей. Я бы добавил, что, если по правде, в нем не два музыканта, а три.

Юрий Радзецкий

Юрий Радзецкий

Дмитрий. Еще папа наш. Не только потому, что он с нами периодически выступает и будет одним из специальных гостей презентации, а потому что в альбоме немало его идей по мастерингу и вообще.

Сергей. Благодаря ему, кстати, мы толком и не ссоримся. Бывает, конечно, что при работе искры летят, и каждый упирается. Тогда идем к отцу – а у него свой вариант решения, и наш с Димой спор забывается… Это я к тому, если вдруг вопрос: «Как вам работается вдвоём?»

– Намёк понят, ответ принят, спасибо. И удачной презентации!

В один голос. Да это не нам, а вам спасибо…

Записал Дмитрий Филатов

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Нет комментариев

Трекбеки/Пинги

  1. Сёстры Матиевы: «Английский – сам по себе музыка» | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] «АртБита» одним из главных событий февраля был концерт-презентация в «Клубе Козлова» дебютного альбо..., украинского дуэта «Big Second». Волею судеб ...

Оставить комментарий