Виталий Кись: «Мы росли на хорошей музыке – и это слышно»

Ноя 29, 2012

Виталий Кись: «Мы росли на хорошей музыке – и это слышно»

Этой осенью диски от «ArtBeat music» выходят с хорошей частотой – только успевай отлавливать авторов и делать беседы с ними.

Недавно «АртБит» выпустил «Старые Истории», альбом, чей автор – прекрасный гитарист (и весёлый, отзывчивый человек!) Виталий Кись-старший… уточнение, порядку для: вовсю подрастает музыкант Виталий Кись-младший.

Здесь же – разговор с Виталием-старшим.

*   *   *

– Давай сразу с солидного вопроса: что в «The Old Stories» оригинального?

Кись. (Задумывается.) Наверное, то, что он и авторский, и продюсерский.

– То есть?

–  «Старые истории» – это сборник пьес из двух моих предыдущих альбомов. Первый – «Возвращение», вышел в 1998-м, второй – «Цветные сны», 2005 год. Оба мне дороги, я в них много души вложил, много любви к джазу и другой музыке, на которой вырос: Weather Report, Эл Джеро, Джон Маклафлин… Но, если честно, первый альбом остался почти незамеченным. Да и со вторым в этом смысле не намного лучше было. Вот «АртБит» и решил дать им вторую жизнь. А для этого исполнительный продюсер «АртБита» Николай Богайчук выбрал из двух упомянутых альбомов 13 композиций – и составил из них новый.

– Ты в этом выборе поучаствовал?

– Нет. Полностью доверился Колиному вкусу. И не ошибся: альбом получился своеобразным.

– Почему?

– Потому что Коля взял из моих пьес самые, я бы сказал, романтические, самые лирические. И этим сделал сквозную интонацию альбома, общее настроение. Плюс, дал ему простое и верное имя – по одной из  пьес. Материал-то не новый, поэтому «Старые Истории» – очень точное название. (Через паузу.) Но для меня главная радость от альбома в другом…

– ?

– В том, что он вышел на правильном лейбле. На музыкантском. В смысле, что «ArtBeat Music» уже хорошо известен в музыкальной среде – и среди музыкантов, и у знатоков. Есть уверенность, что «Старые Истории» незамеченными не останутся.

– Спасибо за добрые слова… но раз уж ты сказал о Коле Богайчуке… так вот. Его стараниями внутри всех  альбомов, изданных «АртБитом», образовался, так сказать, подкласс. Мы – между собой – называем его «гитарной линейкой»: два альбома Энвера Измайлова, «Шторм» и «Шелковый Путь»; два альбома Игоря Бойко – «Антология» и «Всё может быть»;  «Дом на Холме» Кости Баранова и Володи Круглова, «Zoolect» Андрея Звонкова, твои «Старые Истории»…

– … «Страна, где ночует Солнце» Ивана Смирнова. Я понял, о чём ты. Хорошая «линейка». Горжусь, что в неё попал.

–  Так вот, вопрос: как бы ты… охарактеризовал, что ли… своё место в ней?

–  (Смеётся.) Ну ты спросил! Это критикам виднее, а я не критик. Могу только повторить, что горжусь быть в этом ряду.

– И всё-таки?

(Задумывается.) Опять повторюсь: во всей «линейке» мой альбом, наверное, самый лирический. И благодаря не столько мне, сколько Коле…  Тем более, что хорошей лирики хватает во всех перечисленных альбомах. (Пауза.) Я бы лучше сказал о том, что эту «линейку» объединяет.

– Скажи.

–  Все гитаристы в ней росли в одной стране и примерно на одной хорошей музыке – особенно, я бы сказал, 80-х годов. Это слышно, этого не скроешь. В смысле, у всех у нас есть романтический посыл и тяга к мелодии. Вера, что мелодия уместна в любом стиле и жанре…  миром правят мелодисты! (Смеется.) А если договаривать про «Старые Истории», там как раз прослеживается, какую музыку я любил на разных своих этапах. «Возвращение» – это Tower of Power, smoth-jazz… … а мне 30 лет, период работы у Сергея Жилина в «Фонографе», когда хотелось и концептов, и живого звука. А «Цветные сны» – это 2005-й, тяга к экспериментам с электронной музыкой и аранжировкам как бы созерцательным, типа размышлений, глядя на огни ночного города (улыбается)… при этом никуда не делось желание слышать живой звук, живых музыкантов рядом. Мне вообще везло на хороших коллег – всем им есть благодарность в буклете «Старых Историй». (Пауза.) Да и дальше, надеюсь, везти будет.

– То есть уже есть идеи новых дисков?

Один из них, как ты сам знаешь, уже записан на «Тон-студии» Мосфильма и ждёт выхода на «АртБите». Это я про «Этносферу», общий с Сергеем Филатовым диск.

И ещё два диска есть в задумках, в голове. Первый – тоже с Сережей Филатовым, этакий classical crossover, обработки по стопам Криса Боти, знаменитого трубача: мировая музыка, оркестровый саунд с джазовым запахом, джазовыми гармониями. А второй диск – гитарный, как бы исповедь акустического гитариста. Дань испанской музыке – наверное, нет такого  гитариста, который бы ею не увлекался – и близкой к ней… а также – русской… в общем, гитарные фактуры, плюс немного перкуссии и шумов, материала уже на альбом, в голове он выстроен, писать можно хоть завтра – на пару с великолепным гитаристом Сергеем Урюпиным. Мы этот проект уже не раз играли – и в «Доме Ученых», и в театре Владимира Назарова… Урюпин – он уникум! И не только как аккомпанирующая гитара – он уникальные фактуры плетёт, это больше, чем аккомпанемент!

А главная, как я думаю, особенность нашего дуэта – синхронизация, взаимное чутьё на уровне энергетики, стиля, метрики… дыхания совпадают! Поэтому можем играть что угодно в любом жанре. Сейчас такое прорастание друг в друга – большая редкость. Очень хочется, чтобы оно было зафиксировано.

– Можно вопрос не шибко умный, но человеческий: Виталий Кись-младший на задуманных дисках будет играть?

(Хохочет.) Я и так слишком много выдал, поэтому промолчу. Скажу только, что как играет Виталик – это пока только на YouTubе. Но мастерство игры на гитаре он шлифует, период у него сейчас весьма плодотворный.

А дальше будет видно.

Записал Дмитрий Филатов

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Оставить комментарий