Альбомы «АртБита», копилка рецензий: «Страна…» и «DOM(e)»

Июн 5, 2012

Альбомы «АртБита», копилка рецензий: «Страна…» и «DOM(e)»

Рецензии на недавно выпущенные «АртБитом» альбомы Ивана Смирнова и группы «Jazzator».

Источник – журнал InRock #53.

 

Иван Смирнов «Страна, где ночует солнце» (2002/2012), «ArtBeat»

На сайте Ивана Смирнова красуется эпиграфом гордая надпись: «Иван Смирнов безусловно является лучшим акустическим гитаристом России». Несмотря на некоторую безапелляционность, утверждение по сути верное, доказанное результатами различных опросов, конкурсов, многочисленными наградами, да и любовью публики. Просто послушаешь звонкую, хрустально-прозрачную гитару Смирнова, его блестяще-виртуозную и в то же время проникновенно-мелодичную игру, в которой слились русские, испанские, кельтские мотивы, академическая традиция, фолк, джаз, рок и психоделия – и хорошо на душе становится. Жаль, что сольных релизов у Смирнова (прославившегося также работой в «Арсенале» и других коллективах, музыкой к фильмам) за его долгую творческую деятельность не так много. Собственно, это студийный альбом «Карусельный дед» (1996), концертник «Страна, где ночует солнце» (2002) и совместный с Михаилом Смирновым диск «Крымские каникулы» (2003). А вот потребность у народа в музыке Ивана велика: неслучайно его диски переиздаются; та же «Страна…» (изначально выпущенная Sketis Music) выдержала уже несколько репринтов, и каждый тираж заканчивался полностью. В 2012 году, к 10-летию оригинального выпуска, Фонд Алексея Козлова «ArtBeat» решил в очередной раз отпечатать знаменитый опус – в практически оригинальном виде двойного альбома, без бонусов и дополнений, но с двуязычным буклетом и в более «богатом» оформлении.

Да, упаковка вполне себе шикарная, но выполненная с большим вкусом, а золотая на белом спираль, расположившаяся на одном из разворотов, как бы символизирует «знак бесконечность». Так и получилось: 27 мая в «Клубе Алексея Козлова» прошла концертная презентация переиздания, которое, напомним, само по себе представляет концертный альбом. И это неслучайно: ведь именно в «живом» исполнении есть шанс по-настоящему прочувствовать ту хрупкую, ирреально-прекрасную атмосферу, которую создают выдающийся мастер гитарных дел и его группа.

Елена Савицкая

 

Jazzator, «DOM(e)» (2012), «ArtBeat».

Второй альбом московской авант-проговой группы Jazzator записан в столичном культурном центре «Дом» – отсюда и название. Сведен на этот раз в Берлине, а выпущен – фондом Алексея Козлова «ArtBeat». Так что в этом смысле по сравнению с предыдущим диском, выпущенным самиздатом, большой прогресс, да и сама группа уже получила поистине международную известность: они желанные гости на европейских фестивалях, а вокалистка и композитор Марина Собянина даже учится (пусть и заочно) в музыкальном институте в Швеции. В состав, помимо Марины и барабанщика Сергея Балашова, прочно влился саксофонист Олег Маряхин, ну а «разбавляют» устойчивую треугольную конструкцию старые друзья: флейтистка Татьяна Речная и кларнетист Андрей Бессонов. С добавлением саксофона (преимущественно баритона) группа стала звучать гораздо жестче и даже злее; агрессивности добавляет и колючая, «прокофьевская» манера игры Марины на фортепиано. При этом ее вокальные приемы стали более разнообразными, и, хотя от своих знаменитых «иголок» девушка не отказывается, зазвучали в ее голосе и более нежные, глубокие ноты. Хотелось бы, чтобы их стало еще больше (ведь может Марина и соул петь, и фанк, да хоть оперные арии), но нет, пока до этого Jazzator еще не «докатился». Ведь тогда это будет уже не авангардно! Конечно, иной раз, когда слышишь Маринино ультрачастотное щебетание, сумасшедшие скачки через полторы октавы и микрохроматические «трели», невольно поёживаешься, но искусство требует жертв…

А в том, что Jazzator – настоящее искусство, нет сомнения. Молодое (хотя и повзрослевшее), свежее, необычное. На своих инструментах – вполне акустических! – они могут легко изобразить и звук заводящегося мотоцикла, и грохот осыпающихся с горы камней, и жужжание пчел, и любовные метания сломанного робота, а за закрученной атональной импровизацией и шквалом кластеров может последовать вполне лиричный и ритмичный кусок в духе Эрика Сати. Да и юмора ребятам не занимать: последней на диске идет композиция “seiL”, которая представляет собой «перевернутый» задом наперед трек «Lies” с первого альбома “Rough Terrain”. Причем не просто прокрученый с конца к началу, а перепетый и переигранный! Слушается не менее интересно, чем оригинал. Единственное, с чем трудно согласиться – с подробными аннотациями к трекам, напечатанным на обложке, к тому же, исключительно на английском языке (снобизм, однако!). Всё-таки музыка Jazzator не требует таких вот детальных расшифровок с историями про лягушку на хайвее, пробуждение Бармаглота и хромую топ-модель: мы взрослые люди, разберемся сами! Впрочем, кому-то, возможно, эти «сказки про белого бычка» помогают проникнуть в суть, или же таким образом Jazzator старается развенчать сложившееся о них мнение как о «музыке для музыкантов». В любом случае – слушайте музыку, перед вами группа вполне европейского уровня, поражающая своей изобретательностью и мастерством.

Елена Савицкая

 

Фонд благодарит редакцию журнала «InRock» за внимание к альбомам, выпущенным рекорд-лейблом «ArtBeat».

 

Нет комментариев

Трекбеки/Пинги

  1. Jazzator - [...] Журнал InRock характеризует ее словосочетанием «авант–прог». [...]

Оставить комментарий