Только у нас – «Opera Night», или Ночь Вокала!

Май 21, 2012

Только у нас – «Opera Night», или Ночь Вокала!

Каждый солидный клуб должен иметь в своей программе нечто уникальное – такое, что «у нас и нигде больше!» В «Клубе Алексея Козлова» таким уникумом будет «Opera Night», ночные концерты вокалистов – и прославленных, и только стоящих на пороге славы.

Подробности проекта, который стартует 15 июня – в беседе с его продюсером, известным пианистом Аиком Григоряном.

 

– Для начала, если вы не против, – кратко, так сказать, о себе?

Аик Григорян: –  35 лет, ученик выдающегося русского пианиста Наума Штаркмана, Его, увы, с нами, уже нет, но я крайне ему благодарен: «ученик Штаркмана» – это дорогой бренд, нас можно на пальцах сосчитать! (Смеется.) А еще это ответственность за то, чтобы в мире музыки не затерялась русская фортепьянная школа. Для этого преподаю фортепьяно детям, консультирую… И за пять лет преподавания уже есть успех – воспитал лауреата международных конкурсов. Пока – одного. (Улыбается.)

– В проекте «Opera Night» вы?..

– Один из продюсеров – на пару с Араиком Акопяном, арт-директором «Клуба Алексея Козлова». Идея «Opera Night» возникла у нас три года назад, еще в клубе «Олимпиада-80», но тогда не всё совпало… Жизнь так устроена, что все хорошее случается в свой срок – не раньше, не позже, а когда всё для этого созреет. Что и случилось сейчас: и место для «Opera Night» образовалось замечательное – «Клуб Алексея Козлова» с его чуть элитарной, но доброй атмосферой; и инструменты в нем оказались правильные – в частности, чудесный рояль «Schimmel», ведь оперный проект под электронные инструменты – это, простите, несерьезно.

А под «минусовки»?

– То же самое. Весь аккомпанемент в проекте будет «живым». Я так и сказал вокалистам, когда вел с ними переговоры: «Минусовки можете брать на корпоративы, а здесь всё будет под живой рояль или под камерный оркестр».

За роялем кто будет? 

Майкл Пол (Michael Paul), мэтр вокала

– Первое время я. Просто потому, что люблю преподавать вокал и даже являюсь персональным ассистентом выдающегося музыканта и педагога Майкла Пола. Он в пятерке лучших педагогов США, я с ним сотрудничаю с 2004 года, много раз привозил в Москву – мастер-классы были фантастические! К слову, одна из затей на будущее – мастер-класс Пола в «Клубе Алексея Козлова». Потому что тенор он изумительный, а среди его учеников – шесть солистов «Metropolitan Opera», это о-очень серьезно!

Теперь о формате «Opera Night». Время начала его концертов?

– Половина двенадцатого ночи, самое «топовое» для такого рода проектов. Причем, учитывая профессиональные особенности вокалистов, начинать будем ровно в 23.30, максимум в 23.40! Вокалисты – народ нервный, передерживать их «за кулисами» не стоит, это я знаю по 8-летнему опыту работы с ними. Придется приучать публику не опаздывать (улыбается)…можно анекдотический случай про вокалистов?

– Конечно!

– 2009 год, прослушивание для «Metropolitan Opera» в Академии молодых специалистов. Предотбор проводил я, из 180 человек были выбраны 25, среди них N, который подошел ко мне с просьбой прислать ему что-нибудь о «Metropolitan Opera». «Хорошо, – говорю. – Только дайте адрес своей почты». На что прозвучал гениальный ответ: «Зачем! Почта же две недели идёт!»… Вокалисты, конечно, чудесный народ, но иногда, как дети малые… (Смеется.) Но вернемся к формату проекта. Каждую ночь будут выступать 3-4 вокалиста, споют по два-три произведения. Учитывая, что оперная партия длится 3-5 минут, у каждого, с учетом пауз, аплодисментов и прочего, будет минут 15-20. Вполне достаточно, чтобы себя показать.

Костюмирование?

– Поощряется! Хочешь – сам (или сама) шей себе костюм, хочешь – привлекай к этому профессионала и выходи на сцену в том, что он придумает!

Дуэты будут?

– Обязательно. И дуэты, и трио… И – возможно, впервые в мире, потому что я в Интернете смотрел и не нашел – будут оперные джем-сешны.

– Ого! А что это такое?

– Объясняю. На страницах проекта в соцсетях – Вконтакте и Facebook’е – будет выставляться шорт-лист вещей, намеченных для исполнения на ближайшей «Opera Night» или в такие-то даты. Чтобы вокалисты, которые владеют какой-либо из этих партий и, например, хотят ее отрепетировать перед своим спектаклем, могли придти на проект и спеть партию, так сказать, вперемешку.

Что это за партии?

– Самая-самая классика: дуэт Рудольфа и Мими из «Богемы», ария Жермона из «Травиаты», что-нибудь из «Тоски», «Паяцев» и т.п. Если кто-то захочет с ними поэкспериментировать, это только приветствуется! Уверен, что джемы будут удачными – атмосфера доброжелательности и творческой свободы, которая есть в Клубе, уберет из вокалистов «зажим», и всё получится!

А что касается концерта 15 июня, в ночь открытия проекта, его откроет прекрасный ансамбль «FANDANGO»  моего друга Максима Федорова. Они сыграют 20-25 минут хорошей классики – и «попсовой», и не-попсовой. – выступят «на разогреве», попутно выставив некую эстетическую планку. Ну и для первого концерта у меня есть небольшой сюрприз – приходите, увидите… Да! Еще очень важное – проект будет замечательный по звуку! Я походил по залу «Клуба Алексея Козлова» – звук всюду одинаково прекрасный, нет акустических ям, редкий случай для клубов.

– Чисто тематические концерты?..

– Будут обязательно. «Ночь русского романса», «Ночь итальянской оперы»… Так и публика будет подготовлена в смысле ожиданий, и ведущему будет проще давать проекту еще и образовательный аспект. При всем уважении к публике, не вся она подкована в истории вокала, и без какого-то легкого, не заумного ликбеза на концертах не обойтись.

–  VIP-гости на концертах «Opera Night» предусмотрены?

– Разумеется. Я предполагаю присутствие  моих друзей – таких, как баритон Андрей Бреус из «Новой Оперы», Мария Пахарь из Большого театра и театра Станиславского, Лариса Юдина из Мариинки… Соседство с ними на одной сцене будет хорошим испытанием для молодых вокалистов – тем более, что в обычной жизни оно почти невозможно. А б?льшая часть артистов будет, конечно, из «молодых, да ранних», с большим потенциалом, ведь вся затея и придумана, чтоб они его раскрыли!

Именно поэтому проект по духу не конкурсный, а фестивальный!  Масса начинающих вокалистов делают огромную ошибку, считая, что для карьеры надо попасть на конкурс, удачно выступить – и все будет хорошо. Ничего подобного! Конкурсная атмосфера губительна – из-за вражды к конкурентам… вокалистке, например, могут перед выходом на сцену подпилить каблук или порвать платье. Поэтому всегда советую студентам петь на фестивалях – таких, скажем, как на острове Иския в Италии, где мы с Майклом Полом делаем серии мастер-классов. И куда может «зайти на огонёк» живущий там удивительный тенор Владимир Чернов – и запросто провести мастер-класс. Молодые вокалисты, которые это видели, были просто в шоке!.. Общение такого рода дает куда больше, чем опыт конкурсов – нет страха «облажаться»: не получилось – попробуй еще прямо сейчас или в следующий раз, и все получится, тебя заметят!

– И всё-таки – начинающие вокалисты могут надеяться на «Opera Night», как на  трамплин в карьере?

– Безусловно. У меня были переговоры о проекте с известными агентами и дирижерами – они намерены приходить на проект именно с целью открыть новые имена, новые таланты.

– А есть идея «вечеров педагога»? В смысле: весь вечер на сцене проекта – ученики такого-то преподавателя вокала.

– Уже есть! Поскольку вы ее подали! (Смеется.) Хотя я и сам к ней шел: недавно был у Азарова Николая Николаевича, ректора Хоровой Академии, рассказал о проекте, предложил ее ученикам участие в нем – идея была принята на ура, три-четыре певца было обещано.

Еще одна польза от проекта – продюсеры, дирижеры и режиссеры, которые придут его смотреть, смогут оценить умение вокалистов к вольному творчеству… В театре ведь как? В нем вокалисты чаще всего – инструменты в руках художественного руководителя, никакой творческой свободы, только подчинение указаниям. Здесь же эта свобода будет – причем общая: что хотите, то вместе и творите! Особенно на гала-концертах. На мой взгляд, в России с вокалистами все хорошо, за исключением одной черты – и состоявшие артисты, и студенты боятся петь «на стороне» без разрешения своего режиссера или педагога. Особенно это касается учеников – есть в них страх: «Только не говорите учителю, что я у вас пою!» А такое отношение не просто сужает круг, в котором артист может показать себя – оно может и вовсе погубить его дар!

– В смысле?

– Бывает, что педагог, каким бы ни был замечательным, заставляет ученика петь не своим голосом: он тенор, а его заставляют баритоном, или – она поет репертуар сопрано, а на самом деле она меццо, и некому открыть глаза на это. Три-четыре года такого пения – и голос загублен! Поэтому студент сам, без оглядки на педагога, должен показываться в разных местах, проверять свои способности, просить советов. «Opera Night» – как раз такое место.

Концерты проекта будут записываться?

– Как раз сейчас над этим и работаем, готовимся к этому. Грех упускать такое, если в Клубе классный рояль и отличный живой звук. Постараемся сделать так, чтобы артист, выступив в «Opera Night», получил на руки свой, так сказать, демо-диск. А уж гала-концерты запишем и издадим обязательно! Для них, возможно, выдумаем номинации – типа «лучшее верхнее до», чтобы было и забавно, и серьезно.

Проект, как мне кажется, детально продуман – осталось его воплотить. Набрать обороты надеемся к середине августа, чтобы в сентябре, когда все вернутся из отпусков, показать «Opera Night» во всей красе. А в ближайшие дни откроем страницу в соцсети, будем постоянно информировать, так сказать, адресную аудиторию – все, как положено при правильной раскрутке. Её первый результат надеемся увидеть уже 15 июня.

А эту беседу можно считать приглашением на проект?

– Именно так!

Беседовал Дмитрий Филатов

 

2 Коммент.

  1. Григорий

    Спасибо! Очень содержательное, интересное интервью с компетентным человеком, точно знающим, о чем он говорит.

  2. Василий

    Побывал на открытии мероприятия.Впечатления противоречивые,с одной стороны много вокалистов,такой тусовки в клубах не бывает,с другой стороны-некомпетентное обслуживание.Официанты очень непрофессиональны.Пианист,который аккомпанировал певцам,больше чем на роль тапера претендовать не может.Играл он совершенно невнятно,темпы давал неправильные,звук у него не живой,без энергии.Зал для академического пения не подходит,голос звучит зажато,некрасиво.Единственное,что порадовало,но это ни как не относится к оперному пению,это выступление Ансамбля Алексея Козлова!Отличные музыканты!
    Мой вердикт таков,если вы просто хотите потусоваться,встретить знакомых и подурачиться,спеть экспромтом пару арий-ваше место здесь.Если вы ищете чего-то серьезного для обкатки программы или хотите послушать красивое и грамотное пение,ваша дорога в театры и концертные залы.

Трекбеки/Пинги

  1. В стиле без названия | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] Вопрос, который попросил вам задать Айк Григорян, продюсер «Opera Night»: вокалистов к своему дуэту собираетесь [...]

Оставить комментарий