Алексей Козлов и «Арсенал»: Три взгляда на джаз

Май 3, 2012

Алексей Козлов и «Арсенал»: Три взгляда на джаз

Удивительно, что в свои без малого 77 лет Алексей Козлов вовсе не собирается «уняться», оставив любознательным потомкам уже и без того солидное интеллектуальное наследие. Многочисленные амплуа, в которых успевает появляться джазовый мэтр, удивляют как большим кругозором Алексея Семеновича, так и его поразительной работоспособностью.

Чего стоит, например, многолетний цикл лекций о современной музыке, а ведь параллельно идет еще и работа в «звездном» ансамбле «Арсенал», всевозможных сольных проектах, выпуск книг, дисков… а в последнее время Алексей Козлов еще и выступает в роли покровителя некоммерческой музыки, возглавив Фонд «ArtBeat». Так что, концерт-презентация аж трех новых альбомов хотя и удивляет поначалу, но вполне укладывается в творческий ритм знаменитого музыканта.

Названия двух дисков – «Посвящения» и «Переосмысленная классика» – дают некоторое представление об их содержании, тогда как третий – «Примирение» – требует пояснения от самого автора. «Эстетическая направленность альбома сводится к простой идее, может быть, утопической: «Когда же, наконец, люди на Земном шаре перестанут враждовать, когда научатся прощать друг друга, не мстить за обиды, жалеть причиняющего зло, зная, что он будет неминуемо и сурово наказан Высшими силами? Когда человечество опомнится и станет чуточку мудрее?»» Вопрос, прямо скажем, риторический. «Третье дыхание» же, по идее автора, значит тягу к творчеству в условиях максимального противодействия внешней среды, будь то идеологическая или рыночная. Тем не менее, давние поклонники заметили параллель с работой «Арсенала» «Второе дыхание» 1985 года, и это неслучайно, ведь в одной из новых композиций прозвучал отрывок из этого альбома.

Киноклуб «Эльдар» – место довольно интересное. Внутреннее пространство оформлено в эстетике советских кинокомедий, причем не только от режиссера Эльдара Рязанова, в честь которого и назван этот клуб. Кстати, во время антракта прославленный киномастер неожиданно появился из-за кулис и занял место в партере. Концерт проходил на сцене просторного кинозала, в котором царил дух шестидесятничества, демократизма, особенно после того, как на экране появились предваряющие концерт отрывки из документального фильма Галины Долматовской «Счастливчики 60-х», посвященные Алексею Козлову. Среди публики молодых поклонников Козлова замечено было не много, преобладали всё же люди солидного возраста, что понятно – всё-таки торжественная презентация, сидячий зал… Гораздо больше молодежи можно заметить на клубных выступлениях «Арсенала», например, в «Союзе композиторов», где более раскрепощенная обстановка и работает бар…

 

 

Джаз глазами рокмэна

Из трех новинок, субъективно выбирая, наибольший интерес для рокмэна вызывает альбом «Примирение»; он записан в обновленном составе «Арсенала»: Алексей Козлов – саксофон, Юрий Погиба – фортепиано, клавишные, Сергей Слободин – бас-гитара, Эдуард Петрухин – барабаны. Должен признаться, что я уже слышал некоторые композиции по радио, но «живое» выступление ни с чем не сравнится… Команда взрослых профессионалов, на которых опирается Козлов, сплошь состоит из «звездных» имен в русском джазе. Каждый из них способен в нужный момент выйти за рамки выписанного материала и пуститься в импровизацию. К счастью, последним они не злоупотребляют. Каждый инструмент, включая бас, звучал отчетливо, и даже в кульминационных моментах никто никого не заглушал. Музыканты постоянно находятся в тонусе и не позволяют себе надолго расслабляться. Даже не знаю, кого из музыкантов выделить, поскольку понравились абсолютно все. Отмечу разве что клавишника Юрия Погибу, который постоянно «вальсировал» между фортепиано и синтезатором. Обстановка внутри группы вполне демократическая, никакой диктатуры саксофона нет. Интересно, что в новой концепции «Арсенала» не нашлось места для гитары — гитарный электрофьюжн вообще не свойственен сегодня Козлову, которого сейчас привлекает более камерная музыка.

Отрадно, что Алексею Семеновичу удалось пройти между Сциллой и Харибдой, в лапы которых часто попадали классики жанра, — smooth-джазом и традиционным свингом. Пусть на концерте и преобладало спокойное настроение, но его частенько разбавляли роковые и фанковые ноты. Программа выступления была заранее четко продумана в духе академического концерта: никакого клубного джем-сейшна и затяжных импровизаций не предполагалось. Композиции, как правило, продолжительные; многие из них состояли из двух частей, звучали до 10 минут и напоминали симфоджазовый прогрессив. Большинство из них прямо-таки шедевральны — это лучшее из того, что создано Козловым после череды блестящих работ 1980-х, начиная с альбома «Своими руками». Особенно запомнилась титульная композиция из альбома «Примирение», главная «изюминка» которой в своеобразном диалоге саксофона Козлова и скрипки в исполнении представителя нового поколения джазистов – Феликса Лахути. В партиях последнего — восточная мелодика, напомнившая о творчестве индийского скрипача Л. Субраманиама. Музыкальный диалог символически призывает к примирению арабов и евреев.

Надо упомянуть о том, что между композициями Алексей Семенович рассказывает интересные истории и объясняет смысл музыкальных тем. Среди своих самых любимых музыкантов он назвал Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса, чьи следы в мире музыки далеко выходят за рамки джаза. Достаточно сказать, что весь французский джазовый авангард, именуемый еще стилем «цойль», формировался под впечатлением музыки Колтрейна. Ну а роль Майлза Дэвиса в джаз-роке общеизвестна. Хотя пьесы из трех альбомов прозвучали вперемежку, никакого резкого контраста между ними я не заметил, кроме варьирования от ансамблевой игры к дуэту. Помимо скрипача Лахути, во втором акте приняли участие еще двое молодых профессионалов: Дмитрий Илугдин – фортепиано, Анна Королева – саксофон, вокал. Дмитрий запомнился мне в блестящей интерпретации пьесы «Гимнопедия №4» Эрика Сати, знаменитого французского авангардиста, «скрещенной» с «Канцоной» П.И. Чайковского (тема из II части 4 симфонии великого русского лирика). Серьезной нотой прозвучала композиция «В память о Холокосте», в которой также объединилось, казалось бы, необъединяемое: мелодия из фильма «Список Шиндлера» (Дж. Уильямс) и увертюра к «Тангейзеру» Р. Вагнера. Эта, а также и другие классические темы в исполнении дуэта Козлов/Илугдин вошли в альбом «Переосмысленная классика».

   

К концу вечера выступающие подобрались к фанку, и к микрофону танцующей походкой вышла Анна Королева. Она явилась воплощением беззаботной, веселой, энергетической сущности фанка, каким он был изначально в негритянских гетто. В пьесе «Профанка» Королева перемежала игру на саксофоне с вокальным скэтом, причем в дуэте с Козловым. Естественность и фонтанирующая радость Анны особенно понравились публике, не избалованной в нашей стране позитивными эмоциями. На пике ликующего настроения прозвучала и авторская композиция «Nova Bossa» в латиноамериканском духе. А в конце выступления была исполнена еще одна интересная обработка, на сей раз, битловской «Eleanor Rigby». Вместо вокала зазвучал саксофон, а с партией виолончели управился на скрипке Феликс Лахути. Как ни крути, и это тоже переосмысленная классика…

Андрей Гаевский

Фото: Екатерина Межекова.

 

Оставить комментарий