Как жизнь на «МАЛСе»?

Апр 11, 2012

Как жизнь на «МАЛСе»?

Михаил Ланин, учредитель и хозяин известной рекорд-компании «МALS» – личность в нашей рок-культуре  (особенно –  в прог-роке)  почти легендарная. И очень, скажу вам, привлекательная: крупный, высокий, движенья быстры, нрав веселый и смелый, за словом в карман не лезет, в сказанном уверен, если что и критикует, то по-доброму, со смехом, без нытья. Как  собеседник – сплошное удовольствие, два часа проговорили влёт и с толком. На выходе получилась «простыня», но укоротить ее рука не поднялась. Уж больно объемная фигура Михаил Александрович – так пусть беседа с ним будет такой же: о том, о сём, с примерами, выводами, советами, прогнозами, много чем ещё. Предлагаю ее вашему вниманию.

 

«МОЗГИ НАМ СТАВИЛИ ХОРОШО»

– Начнем с биографии, не против? Происхождением вы?..

– Москвич. Предки по отцу в Москве с 20-х годов XIX века, занимались при императорском дворе конным делом. А по материнской линии – из Белоруссии: и раскулаченные среди них были, и дедушка-революционер. Сам же родился в мае 1958-го, в роддоме на 5-й Соколиной.

– Образование?

– Экономист, Институт управления. Хороший вуз. Но, как оно было при советской власти, выпускал «специалистов широкого профиля». Хотя мозги нам ставили хорошо. В отличие от тех, кого сейчас выпускают: они плохо умеют учиться новому, учебники найти не могут, справочники…  А инженер – это тот, кто может точно поставить задачу и знать, где искать ее решение, так?

– По специальности работали?

– А как же! До 88-го года, на военном заводе. Старший экономист сборочного цеха и секретарь парторганизации.  Вторая должность была освобожденная. И начальство убеждало меня уходить из цеха – но не из экономистов! (Смеется.)  А как грянула перестройка, в 88-ом  ушёл с завода и организовал в Северном округе швейный кооператив – он несколько ателье объединял, больше 100 человек в нем работало! (Через паузу.) Говорить, что сейчас хорошо работать в частном бизнесе, может только не работавший в нём тогда! Хорошо было – тогда, с 87-го по 91-й год! Отчетность была мизерной, государство во всем помогало. Не говоря, скажем, о таком: сижу на работе, проходят знакомые: «Миш, можно мы при твоей фирме организуем подразделение, которое будет делать бижутерию?» – «Да Бога ради! С меня – юридическая поддержка и бухгалтерия, за это вы мне отдаете 20% прибыли, а все остальное ваше!» От руки пишу дополнение в Устав, везу в исполком, в течение 3 дней получаю разрешение с подписями и печатями – и всё! За три дня и без взяток! Да я вообще взяток не давал: потому что, если ты работал честно, с тебе и не брали. В те годы.

– А потом..

– …стало плохо: в 91-ом пропали ткани, Средняя Азия ни хлопка, ни шерсти не давала, встало всё Иваново. Еще года четыре я трепыхался, скупал по Москве ткани, но в 95-ом – сдался. И занялся автозапчастями. Взял в команду еще двух товарищей, плотно изучил рынок и пришёл к выводу, что на нем дикий дефицит запчастей для автомобиля «Нива». И занялись мы только ими, и было нам хорошо – настолько, что соседние магазины покупали у нас запчасти, чтобы продавать у себя. (Через паузу.) Эх, если бы те времена вернуть! Особенно – ограничение на накрутку от цены производителя: максимум 26% и больше не моги! Посредники работали под норму в 3% и жили припеваючи. Нормальное частное предпринимательство было. А сейчас – черт-те что! Накрутки по 100% и больше, и при этом продавцы стонут, что мало покупается! Ребята, а вы сбросьте цену! Нет, не понимают…

– К «МАЛСу»-то как пришли? И почему?

– Потому что всегда любил рок-музыку. И не только Deep Purple, Uriah Heep, YES, но и менее известные коллективы. Уже к середине 70-х знал много нестандартных групп, а Джону Лотону даже напророчил стать вокалистом «Хипов» (Смеется.) А собственно к MALSу пришел не сразу. Я постоянно ездил в Горбушку и где-то в 97-м году познакомился там с предпринимателем Артуром Григоряном. У него была фирма «Art Music», которая к 2000 году была официальным дистрибьютором «A.F.M.», «Nuclear Blast», «Frontiers», «Massacre» и др. А в  2000 году мы с ним организовали фирму «Art Music Group», издававшую по лицензиям музыку тяжёлую, но не экстремальную. Потом наши пути с Артуром тихо-мирно разошлись, какое-то время  я обдумывал, что делать дальше. Где-то с год проработал в «СD-Maхimum», и решил: надо заниматься выпуском пластинок самому, при этом как можно меньше людей иметь в подчинении. Так в 2003 году появился «MALS».

– Который расшифровывается?

– Очень просто: «Михаил Александрович Ланин и сын». Потому что я надеялся – и надеюсь! –  что сын тоже когда-нибудь этим займётся. Но он пока не приклеился и вообще в последнее время музыки все меньше слушает. Зато, если надо помочь в чем-то компьютерном, всегда поможет.

 

«МОСКВА – МАЛАХОВКА ЧЕРЕЗ ПАРИЖ»

– Итак, в 2003-ем появилась рекорд-компания «MALS».

–  И в том же году я издал две первых пластинки MALSа: «Тrizna» и «33». А потом решил, что надо заниматься прогом. Тут надо сказать спасибо Виталию Меньшикову – он живет в Узбекистане, в 96-ом выпустил «Энциклопедию прогрессивного рока», многие музыканты и меломаны, с кем я общался, пришли к прогу через эту книгу. Она выдержала два издания, вмещает информацию о многих прог-группах, всё в ней разложено по полочкам. Возможно, она и в третий раз выйдет, но Виталий сейчас думает, что такая книга сейчас никому не нужна, так как есть Интернет. Не уверен, что он прав, поскольку хорошие энциклопедии о роке все равно разбирают – даже если они безумных денег стоят…

– И всё же, к Виталию….

– Да. Так вот, Виталий на момент нашего знакомства был представителем французской фирмы «Musea records» на территории СНГ. И благодаря ему я познакомился сначала с Бернаром Жюфьером («Musea»), а потом с Мишелем Сен-Пьером («Unicorn») и т.д. Каталог «Musea» я знал достаточно хорошо, так как ещё в «Art Music» мы много раз привозили в страну их продукцию. Виталий за меня перед Бернаром слово замолвил, и я  ему написал просьбу: можно взять у тебя лицензии на выпуск твоих прог- групп в России? На что получил быстрый ответ: забирай все, что хочешь! И все поначалу было хорошо – хлопоты только по оформлению. Но потом, как это обычно в России бывает, пошла критика: «MALS» мол, фигню выпускает! Потому что в проге безумное количество направлений – а у нас как? У нас так:  одному только арт-рок подавай, другому – симфо-рок, каждому – свое, в результате никому не угодишь! А я своим каталогом попытался охватить все направления: и чистых технарей, и с уклоном в джаз, и авангард… В итоге пришёл к выводу: выпускать пластинки по «чужим лицензиям не нужно. Нужно упереться и самому искать музыкантов по всему миру.

– Кто у вас в этом смысле был «первой ласточкой»?

– Американец Дэн Кован, проект «Dyonisos». Дэн на данный момент выпустил у меня три пластинки, сейчас четвертую записал, но она больше хард-роковая, по поводу ее выпуска я еще не определился. Так вот, впервые я на Дэна наткнулся нашел в 2006 году на сайте soundclick.com, где всевозможные музыканты выкладывают свою музыку. Наткнулся, послушал: хорошо! Решил, что у него уже есть своя пластинка, оказалось, что нет. Почему – непонятно: он-то не молодой. Дальше – нашёл о нём подробную информацию на сайте «Пинк Флойда», в линках, где они размещают группы, делающие их каверы  или однотипную с ними музыку. И Дэн меня ещё больше заинтересовал – из-за хорошего отношения «Флойдов» к нему. Списался с ним, оказалось, совершенно адекватный человек. Узнал, что он в своё время выпустил два своих любительских CD-R и даже где-то выставил их на продажу малым тиражом. Предложил ему выпустить его диск – он: давай попробуем! И я выпустил его первую пластинку – из двух его CD-R, которые он, конечно, перезаписал. И рецензии по всему миру были о-очень хорошие! Но… (Пауза.) Это не только МАЛСа касается! (Задумывается, подыскивая формулировку.)

– Так что?

– А вот. Все, что выпускают российские компании, наши слушатели до сих пор считают второсортным. Мало кто доброе слово скажет. А уж что касается дисков  МАЛСa – так года два назад, когда я сказал, что буду выпускать только группы, которые сам найду, у всех была одна реакция: «Пластинки твои никто покупать не будет, кому он нужен, российский рок!» – «Стоп. С чего вы взяли, что я буду выпускать только российский, плюс Украину с Белоруссией?» Ведь я на тот момент уже выпустил испанцев, итальянцев, которых сам раскопал! А все об этом забыли – решили, что я их сделал по «чужой» по лицензии. Более того! Когда я выпустил второй диск Дэна Кована, я случайно встретился на Горбушке со своим знакомым, который не знал, что MALS – это я.  Он мне: «Миша, не знаешь, где найти пластинку «Dyonisos»? Очень, кстати, рекомендую – почти что «Флойд»… хотя, конечно, вторых «Флойдов» быть не может, но всё равно очень классно!». Я ему: «Диски «Dyonisos» ты может в MALS’е взять». Он: «Нет, спасибо, мне нужны фирменные. МALS, при всем уважении к тебе, российская фирма, а мне нужен оригинал»  –   «Стоп. Кован и «Dyonisos» вышли именно на MALSе. Это что, получается, MALS на данный момент – фирма, всемирно известная в прог-роке?» – «Миш, я все понимаю, но буду искать оригинал» – «Ладно, ищи, удачи тебе…»

– Чем история кончилось?

– Тем, что он купил этот диск «Dyonisos» – выпущенный мной! –  в Японии. С прилепленной к нему бумажкой на японском: что за группа, где выпущено – ну, как положено у них. Купил… втридорога, по сравнению с деньгами, которые он бы отдал в России, открыл – а там родной диск MALS’а! И только тут он поверил, что MALS – это круто! (Смеется.) Как говорится, Москва – Малаховка через Париж! (Отсмеявшись.) Точно так же с моими дисками о-очень много народу обжигалось.

 

«ПРОГЕРЫ – ОНИ АЛЬТРУИСТЫ»

– Но чтобы подписать музыканта, его прежде всего надо найти! Это, кстати, часто делается через дружеские связи. Например, Виталий на своем сайте progressor.ru, где много народа со всего мира, вывесил предложение, чтобы группы направляли мне материал для издания. Или –  ему, а он перешлет. Потому-что со мной очень легко работать. Это правда. (Смеется.) А, в принципе, работа чаще всего такая: сидишь, слушаешь музыку, выбираешь, потом списываешься…  И чем дальше, тем с этим легче – потому что за границей уже знают, что есть такой MALS. Это раньше, связываясь с музыкантами, приходилось извиняться, объясняя, что «MALS – единственный лэйбл в России, выпускающий прогрессив… вы бы не согласились выйти у меня?» Сейчас проще. Вот недавно выпустили португальцев, группу  «Daymoon» – очень хорошие отзывы о пластинке! До работы со мной они диск записали, но тиража с носителем не выпустили. Над ним, кстати, Энди Тиллисон из «The Tangent» поработал – как продюсер, частично как звукорежиссер, и в 5-6 вещах сыграл…  везде помог, даже порядок песен подсказал. Что неудивительно: играющие прог –  как правило, альтруисты. И в любимом деле всегда готовы помочь любому, кто этого заслуживает… У американцев так вообще огромная прогрессивная тусовка. И уйма клубов, куда они приходят, джемуют – а потом получается один проект, другой… Постоянного состава у прог-групп уже нет или он редко. Потому что как: собрались случайно, посидели, выпили, поиграли – хоп! есть проект, придумался, сделали его! Еще пример можно?

С удовольствием!

– Года 3 назад познакомился в Венгрии с человеком, который занимается концертами. Он фанат прогрессива, но концерты организует – хард-роковые, металла и т.д. Деньги на них зарабатывает. А прогеров в Венгрию привозит для души. Так вот, он мне присылал фото с концерта группы «Arena»: в зале 160 человек, убыток сплошной, хотя «Arena» – команда известная. И, как я думал, пафосная. Оказалось, нет:  приезжают на автобусе, сами аппаратуру подключают, с публикой держатся запросто, в антракте выходят пива попить со всеми. Попили – поиграли дальше, никакого пафоса! Я понимаю, что не все такие, что есть, например, «Dream Theater», у которых пальцы веером. Но подавляющее число прогеров – нормальный народ. Что у них, что у нас.

– По-моему опыту, зарубежные прогеры – тот же «Tangent» – большие фанаты своего дела, чем наши. Круче повернуты на музыке.

– Согласен. Они там больные на всю голову, говорят и думают только о ней. Те же  «Daymoon» настолько дотошны, что выслали мне запись, написав, что она сделана без метронома, поэтому на такой-то минуте меняется ритм, и некоторые в группе считают: это не профессионально, надо переделать. «Как вы считаете?» Я прослушал – и ответил, что нич-чего не заметил. Но поскольку время есть, переделайте, пришлите второй вариант, сравним. Такой подход подкупает.

– А у наших?..

– …сложнее. Нашим тоже хочется издаваться, поэтому присылают мне материалы, искать никого не надо. Но многие сидят в глухом подполье, никуда своего не посылают. И через некоторое время узнаёшь: была такая-то интересная группа, играла хорошую музыку… где она? Нету. Обидно.

– Можно к слову? «АртБит», чтобы не было «обидно», сейчас выпускает диск Костарева.

– И молодцы!.. Александр мне звонил лет пять назад: я, мол, заканчиваю альбом – хочешь издать? А я на тот момент уже знал, насколько он оперативен. И сказал: «Знаешь, вот ты закончи, пришли – и я издам без вопросов, у меня это быстро. От получения готовой записи до выхода пластинки больше месяца не проходит. А слово «закачиваю» я от разных людей сто раз слушал и соответственно к нему отношусь» Так тогда все и зависло. Но если он и вправду закончил – за десять, что ли, лет?  – и альбом у вас выйдет, это будет очень хорошо!

 

«СУЖУ ПО УРОВНЮ ПРОДАЖ ЗА РУБЕЖОМ»

– Фестиваль «ИнПрог’2011» вы организовывали? «АртБит»?

– Да. Вместе с «InRock»’ом, Володей Импалером и Леной Савицкой. А что?

– Я был на московском концерте. Все хорошо, но расстроило только одно – то же, что и раньше. Выходят на сцену наши, играют, слушаешь – все замечательно. Но так только выходит иностранец – все, что было до него, можно выкидывать на помойку! Один и тот же звукорежиссер сидит, но вышел «Tangent» – и я слышу каждый инструмент в отличном качестве звука, а вышли наши – месиво! Почему?! Сколько раз вижу такое – понять не могу! Неужели для наших на концерте главное – драйв, а качество звука побоку?..  При всем этом я рядом с Костаревым вообще никого из наших поставить не могу, все музыканты у него великолепные. И если они наконец-то выпустят пластинку – это будет событие.

– «АртБит» тоже занялся выпуском дисков, поэтому чисто «цеховой» вопрос: с буклетами для дисков, какими им быть, в MALSе вопросы быстро решаются?

– И быстро, и легко. Потому что многие я рисую сам. Еще со школы умел хорошо рисовать. Поэтому музыканты мне буклеты доверяют. В крайнем случае, предоставляют материалы на уровне идеи, а дальше я воплощаю и согласовываю. Или не согласовываю: нарисовал – отдал в печать, и никаких споров не бывает.

– Об уровне прог-команды по чему судите?

– Здесь у меня банально – сужу по уровню продаж. Причем не у нас, а за рубежом.

– И кто из «малсовских» там в «топе»?

– «Маленькие трагедии» -  чуть ли не самые старые из «малсовских». «Apple Pie» всегда хорошо раскупались. Но с ними сейчас неизвестно, будут они дальше играть или нет. Насколько я знаю – а я с ними периодически списываюсь – им сейчас не до музыки. И, возможно, от группы так и останется диск «Crossroads» – пластинка, которая всеми была принята на «ура». А второго альбома не будет.

– Какая цифра продаж означает, что прог-пластинка разошлась хорошо?

– Черт его знает…  Цифры маленькие. Если судить по загранице:  «Unicorn» издает максимум тиражом 3, 5 тысячи, «InsideOut» – пять тысяч, «Mylodon» – так же, как и я, 500 экземпляров. Разумно так: выпустил 500, а дальше, если разойдутся и спрос еще есть, допечатаешь. А не разошлись – ну, значит, такой спрос. Вот, например, наша группа «Quorum». У меня тиражом 500 штук вышел их диск  «Клубкино путешествие», отзывы отличные, 486 дисков купили, а 14 – уже пятый месяц лежат мёртвым грузом. О чём это говорит? О круге потребителей. Что рынок наелся этим продуктом – и всё. И даже если диск разошелся влет, месяца за полтора, с допечаткой спешить не обязательно. Спокойно можно подождать полгода.

 

«”ФЕТИШИСТЫ“ ЕСТЬ И БУДУТ!»

– Не первый год говорят и пишут, что диск, как физический носитель музыки, скоро практически  исчезнет. Ведь потребитель все больше ориентируется на скачивание.

– Не исчезнет. «Фетишисты», которым подавай физический носитель, все равно есть и будут. И лучший для них носитель – диск, затеи с флэшками, в основном, провалились. Пример – выпуск последнего ремастера «Битлз», который вышел сразу на диске и на флэшке. Диски разошлись, а флэшками мало кто заинтересовался. Да, у флэшки есть плюсы – больше информации можно разместить, буклет не надо листать, интерфейс удобный… Но лично я, если мне такую флэшку подарят, сотру из нее начинку и закачаю какую-нибудь другую информацию. И будет она у меня как оболочка, как артефактик на память. А диск, как востребованный носитель, он если и умрет, то лишь на время, после возродится.

– А винил?

– Возрождается, по итогам прошлого года продажи выросли. Причем – «нового винила», а не того, что у при советской власти выпускался. Старые пластинки особым спросом ни у нас, ни за границей не пользуются – там их, насколько знаю, в основном безумные русские скупают…  И при всем при этом большинство людей, которые сейчас занимаются винилом, хоть им и под 50, при советской власти по толкучкам, где пластинки продавались-менялись, не ходили, от милиции не бегали, но доказывают мне, что старый винил – это хорошо! На что я всегда предлагаю: вспомните, что на самом деле было в конце 70-х или в 80-е, в пик толкучек: у «Мелодии», на Цветном или на Маяковке?

– Что?

– В то время, если человек, например, приносил японский винил, его редко кто покупал! И хоть ты убейся, доказывая, что Япония – это качество, все знали, что японский винил – это туфа. Или вот говорят, что старые диски «Black Sabbath» надо покупать английские. Не надо! Старый английский винил –  «глухие» пластинки, ужасный звук. За исключением «Queen» и «Smokie», этих англичане  прекрасно записывали, остальное – фигня! Поэтому в те годы винил всегда покупали немецкий и голландский, тот, что хорошо звучит. Даже «американцев» не всегда брали – те запросто могли оригинальную обложку поменять и какую-нибудь песню из диска выкинуть… Поэтому, если сейчас мне говорят, что дорогой английский винил, старые первые издания – это хорошо, я отвечаю, что он хорош он лишь тем, что его можно в рамке на стену повесить и что он постоянно дорожает. (Через паузу.) Да гос-споди… если и впрямь старые диски у англичан идеальны, зачем группы делают с них ремастеринг? Взяли бы запись со старого диска и напечатали заново один в один! Так нет! У «King Crimson» вышел в виниле их ремастированый диск – так он и вправду звучит значительно лучше, чем первое издание! И это правильно: любой нормальный топ-музыкант хочет преподнести то, что было сделано им раньше, в более лучшем виде. А для этого сейчас есть куча программ и техники. Вот они и выходят, ремастеринги.

 

«ЕСЛИ МЕЛОДИИ НЕТ, ЭТО УЖЕ НЕ МУЗЫКА»

– Вернемся к прогу. Есть мнение, что его невысокая популярность объясняется просто: слушать многие группы просто скучно.

– Так и есть!.. На каком-то сайте прочитал вопрос «Так что же это такое, прогрессивная музыка?» И очень понравился ответ: «Это когда вещь больше 20 минут – и ниф-фига не понятно!» (Хохочет.) В прог-роке такого полным-полно – в смысле, музыканты иногда мудрят не дай бог! (Через паузу.) Недавно заехал в Горбушку, подошел к одному продавцу, а у него музыка играет. Навороченная, тяжелая, рваная. Продавец говорит: это, мол, хард-метал-прогрессив. Послушал – здорово! Но потом вдруг поймал себя на ощущении, что эти ребята не музыку делают, а занимаются «школой», репетируют приемы. Человек взял инструмент в руки и просто оттачивает технику.. а это настолько банально!.. Зачем это выпускать на компакт-диске? Мелодии-то нету!

– А если ее нет…

– … то мне, хоть умри, не докажешь, что музыка хороша. Из-за этого, кстати, мне некоторые альбомы «King Crimson» не нравятся. Как только пропадает мелодическая составляющая – всё,  какие бы вы супертехничные музыканты ни были, мне вас не надо. Если музыкант ставит технику во главе угла, это уже не музыка. А ставят ее, думаю, большей частью те, кто не могут сочинить мелодию. (Через паузу.) К слову, в конце 70-х я был сильно увлечён джаз-роком. Ходил на концерты Трио Ганелина, откровенного авангардиста, слушая которого, неподготовленный человек с ума не сойдёт. Потому что у него, кроме головоломного драйва, есть еще и мелодия! Есть отчетливая мелодическая часть – идет основная тема и на ее фоне плетется что-то другое… Сейчас же многие музыканты – вышли, сыграли, ты послушал, ушел… и не понимаешь, что это было, с чего появилось? (Пауза.) От мелодической бедности, что ли? Не знаю. Но не зря же возникло течение «матметал», где люди показывают просчитанную технику, просчитанное звучание. Похожее дело с пост-роком. Но там хоть, слава Богу, композиции не особо длинные. Но пластинку редко до конца дослушаешь, потому что одно и то же. И в симфо-проге есть вещи, высосанные из пальца – вещь могла закончиться 10-15 минут назад, а она всё идёт и идёт… кому это надо!

– Можно спорный тезис скажу? По-моему, труднее всего писать короткие вещи.

– Золотые слова! Поэтому я и обожаю Джи Джи Кейла – у него за 2 минуты можно всё понять.  И самая длинная у него вещь – от силы 4 минуты. То, что сделал Кейл, Гэри Муру хватило бы лет на 200! У Мура вещи – тот же двухминутный Кейл, только растянутый раз в восемь. (Смеется.) Кейл как-то про себя сказал в интервью чешскому журнала «Мелодия» – еще в те годы, когда наших журналов не было, а заграничные приходилось читать со словарем… Так вот, он сказал: « Моя задача – написать как можно больше музыки. А дальше, что хотите, то и делайте с ней!» И вещи его останутся навсегда – тот же «Cocain», который Клэптон, как это говорится, тоже играет.

– Прог-рок сегодня – по-вашему, в какой стадии находится?

– В стадии развития. Но не как направление, не идейно, а количественно. Еще недавно и групп было мало, и пластинок. А сейчас и новых групп много появилось, и старые возрождаются. А в стиле во многом есть возвращение к «золотым годам» прог-рока – и это нормально. Не зря же «Dream Theater» стал возвращаться к тому, что играл раньше, отходить от своей техники 2000-х годов назад, к мелодизму… хотя их каверы мне не нравятся.

– Почему?

– Потому что они играют оригинал один в один, это не интересно. Интересно, когда группа решает кавер по-своему, показывая свое лицо. Недавно слушал одну группу… забыл название… ах, да! «Blue Floyd»! Они, кстати известные блюзовые музыканты, у них уже 3-4 диска, исполняют музыку Pink Floyd с блюзовым колоритом. Это интересно. Или музыканты с Ямайки однажды сыграли «The Dark Side of The Moon» в рэгги. Я, когда слушал этот диск, был в бешеном восторге! Ребята чуть переработали ритм, и как же красиво слушается! В одной иностранной рецензии на них было написано: «Пинк Флойд» никогда не думали, что сделав «Dark Side», записали одну из первых регги-пластинок!» Каково?!

 

«ПРОГ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ»

– Вопрос не вопрос, а просто – два слова о контрафакте?

– Я знаком с людьми, которые по своей службе должны с ним бороться. Подъезжал к ним, разговаривал, спрашивал, почему вся Горбушка завалена «пираткой». На что мне ответили:  законы таковы, что наказать пирата можно, но только если он нанес правообладателю ущерб выше какой-то огромной суммы. Иначе, мол, никак. На что я предложил пойти им другим путём. «У вас, – говорю, – есть право изымать из продажи контрафактные диски?» – «Ну, есть.» –  «Тогда приезжайте на Горбушку с трейлером каждую неделю и изымайте весь контрафакт, что там есть… Несколько раз так изымите. И продавцы больше у «пиратов» не будут диски покупать». На что мне сказали, что я шибко умный, что советы давать просто.


– С радио у вас проекты были?

– Нет. Хотя пробовал, носил свои диски. Ответ получил: это не музыка для радио. Хотя за рубежом на прог-радио крутится всё, что издал «MALS». А у нас ни одного радио нет подобного. Даже «Радио Рок» не крутит: у него формат не более 4 минут. Так что на нашем радио никто со мной толком не разговаривал. Хотя от народа слышал, что проблему можно решить, спросив «сколько это стоит?» Но я в эти игры не играю. (Пауза.) А «за бугром» прог-радиостанций полно! И там ставят вещи больше чем на 15 минут – да хоть на 20, лишь бы понравилась! А у нас есть разве что интернет-страничка progstreaming.com, куда на два месяца выкладываются пластинки для ознакомления. Качать их нельзя, только слушать. Понравилось – купил. Я им свои пластинки высылал – все нормально, все работает. При том, что «MALS», конечно, менее раскрученная фирма, чем, скажем, «Союз». Если музыкант издается на «Союзе», он часто считает: всё, жизнь удалась! Но. У меня свой плюс: если ты издался на MALSе, тебя , как правило, узнают за рубежом. Минус MALSа – меньшие продажи в России, потому что спрос на прог – небольшой, своего магазина нет, только интернет-магазин, где цены, кстати, значительно ниже, чем в обычных музыкальных магазинах.

– Была мысль сделать MALS-фестиваль?

– (Хохочет.) Разве что мысль…  Есть другое. Ко мне недавно обратилась одна прог-группа, которая, кроме интереса издаться, ищет места для выступлений. И я от них узнал, что в Москве, оказывается, есть клубы, которые посреди недели не просят денег за выступления: главное, чтобы народ приходил, покупал пиво… И так можно дня три подряд по будням. Хоть по пять часов играйте!  И я начал эту тему обдумывать – чтобы сделать что-то типа фестиваля. Пока только думаю, с клубами не разговаривал. Но задача уже поставлена. Чего ради? Да чтобы проталкивать таким образом своих, «малсовских». И не только самых новых, но и «старых». Многие «старые» группы, на мой взгляд, до сих пор ну очень интересны! За рубежом на них хорошие рецензии, а у нас народ их не знает, не обратил внимания. Потому что, по его мнению, все лучшее – на Западе. А у нас, например, есть группа «Mind Portal», которая, как на Западе отметили, не хуже «Liquid Tension» – в смысле, что лучше! А у нас ее мало кто знает, даже продавцы на Горбушке, которая для меня всё непонятней… на витринах пластинки по алфавиту расставляют, вот до чего дошли! Продавцов-фанатов, которые знают, что продают, все меньше. Только среди торгующих «пираткой» и остались. Есть фраза: «Прог продавать тяжело, потому что его надо объяснять». Золотые слова. А чтобы его объяснить, его надо послушать, надо понять… Раз уж заговорил о проталкивании нашего прога в массы, вот что еще скажу. Почти при каждом институте есть дома культуры, так?

– Так.

– Тогда почему группы не пытаются выступить в этих ДК? Сколько ни спрашивал у них, никто на этот вопрос толком не ответил. А ведь раньше любая группа это делала в первую очередь! И любой ДК с радостью соглашался на бесплатное выступление группы! И студенты приходили толпами – а ведь это дело первой важности: молодежи вживую показать нормальную музыку! Я «Машину времени» впервые увидел и услышал у себе в институте, на таких вот подмостках. В студенческие времена всегда на такие концерты ходил. И сын, когда учился в МИИТе – та же самая картина! Но за последние 20 лет эта практика умерла, ДК пустуют. Получается, вузам это не нужно? Им в первую очередь должно быть нужно! Приди – и предложи. Единственная проблема – там может не быть хорошей аппаратуры, хотя раньше более-менее приличная всегда была. И все равно – почему группы не идут этим путём? Убей, не понимаю.

 

«НАМ БЫ МЕНЬШЕ ПРИБЕДНЯТЬСЯ»

– Потому, например, что у нас во всем – путь особый…

– Вот-вот. (Смеется, но невесело.) И так уже сколько лет… Кстати, об «особом пути». Если бы в СССР все запретные для нас западные пластинки спокойно стояли бы в магазинах, не факт, что мы бы их наслушались. Зато наслушались бы те, кто захотел играть рок-музыку. И потом они бы играли ее более качественно. Так?

– Вполне. Но история сослагательного наклонения не имеет.

– Тоже обожаю эту фразу… Так вот, поскольку наши первые рок-группы, как правило, играли плохо, то держались они за счет текстов. Это нормально: если взять Америку и Билли Джоэла, у него тоже музыки нет, всё держится на тексте.  А у нас это были «Алиса», свердловский рок, о Гребенщикове и не говорю… И в этом была родовая ошибка умного русского рока – упор на тексты, а не на музыку. Но. Были и исключения.

– Например?

– Группа «Pushking». Впервые их случайно услышал в конце 90-х на пластинке выпущенной в Германии, диск «V.I.P» Very Important Pushking» – Ред.). Невероятный по качеству хардрок! И когда я залез в буклет, прочитал в нем русские фамилии, я обалдел! Сначала подумал, что это наши, живущие в Германии. Нет! Оказалось, они в Питере живут! И наяривают так, что «Bon Jovi» отдыхает. Но через какое-то время группа пропала. И только через годы я познакомился с Кохой (Константин Шустарёв, лидер «Pushking» – Ред.) и узнал, что с той пластинкой произошла дурацкая история.

– Какая конкретно?

– Собралась группа «Pushking», накопила материал на пластинку, тут появились какие-то братки, которые её спонсировали, отправили группу в Германию, где она состыковалась с Брюсом Гоуди (Bruce Gowdy), очень известным продюсером. И пластинка вышла. Но не успела пойти в продажу, как в Германию приехали братки и начали делить шкуру неубитого медведя. На что им Гоуди сказал: раз так, пластинка в продажу не пойдет, а группу «Pushking» забудут, как страшный сон. Сказал – и сделал. За границу «Pushking» после никогда не приглашали, а у нас они оказались никому не нужны. Правда, потом их пластинку выпустили в Питере – хороший двойной сборник, песни только на английском, очень классно. Но группу в России не знали и альбом разошелся плохо. И только через много лет что-то сдвинулось. Сейчас у них уже несколько дисков. А последняя пластинка Кохи, «The World As We Love It», и вовсе стала очень популярной за рубежом – он ее с кучей топ-музыкантов спел: и Глен Хьюз, и Стив Стивенс, и Эллис Купер, и Маккаферти… кого на ней только нет! Пусть через 20 лет, но человека оценили. Но. Этот диск – он все равно хуже первого «V.I.P», который просто потрясающий! И сделан-то был в годы, когда группа из России могла достичь высот, какие сейчас не снятся. Но не достигла. Хотя, благодаря ей, можно сказать, что не всё у нас – гавнорок. (Через паузу.) И вообще – нам бы меньше прибедняться, больше ценить своё. А то от некоторых слышу: у нас нет своей школы рок-музыки! Я этого не понимаю – у нас в стране рок-музыке уже лет 50, куда уж больше, чтобы своя школа была? За границей она существует от силы на 10 лет дольше – так  почему у них школа есть, а у нас нет? Мы не развивались, что ли?

Развивались и развиваться будем.

Беседовал Дмитрий Филатов

 

 

Один комментарий

  1. Мелодия на первом месте — согласен на все сто. Я вообще бы рад связаться с Ланиным и поделиться кое-какими соображениями о старом прогрессиве и питерским рынком рок-музыки

Оставить комментарий