Антон Горбунов, альбом «Bass Magic»

Ноя 24, 2011

Антон Горбунов, альбом «Bass Magic»

В ноябре Фонд «АртБит» взялся за выпуск нового альбома Антона Горбунова – бас-гитариста из нашей, не будем скромничать, инструментальной элиты. В день, когда музыкант и Фонд ударили по рукам, и состоялся этот разговор – о диске Горбунова, его музыке, да и вообще. Собеседники были в хорошем настроении, умничать не хотелось, говорилось запросто – зато, надеемся, живо.

 

Часть первая, или сам Горбунов

– Давай сначала по твоей, так сказать, творческой биографии. Чтобы читатель знал, что ты далеко не из последних…

(Смеется). Спасибо на добром слове (Пауза.) Родом из Кургана, там же закончил музучилище по классу кларнета, потом поступил в консерваторию в Екатеринбург. Учась в ней, параллельно брал уроки на басу у местных преподов и играл, где придётся: в филармоническом оркестре, в оперном театре, в малых составах джазовых. Ну и, понятно, много ночных бдений над басом было. А в 1995-м приехал в Москву, меня пригласил мой земляк Максим Фадеев, известный продюсер – в свой проект «Линда и кампания», помнишь такой?

– Еще бы!

– Это была как бы наша альтернативная поп-музыка, только-только возникшая, на тот период – удар, прорыв. Проект непростой, всё вживую, много музыкантов: два барабанщика, перкуссионист, клавишник, гитаристы. Аранжировки плотные, в них элементы этники, работы много, все интересно, я уже активно сижу на басу. Но постепенно все это начало рассыпаться и где-то к 1999-му закончилось.

– Но ты не пропал…

– Потому что меня пригласил в свой проект Игорь Бойко, в очень интересный бэнд, джаз-роковый с отличными музыкантами: Серёжа Остроумов, Юра Погиба. А в 2002-ом – Валера Сюткин, у него тоже отличный состав был в «Сюткине и Компании». Я там недолго поработал, параллельно делая первую свою пластинку – «Идея fix», в общем-то, музыкально интересную, на  мой взгляд, но я бы ее перевыпустил. Она же в 2003-ем вышла, а тогда звукозаписывающих кампаний как таковых не было, спонсоров не было… Хотя она долго вынашивалась: я и барабанщик отдельно каждый день собирались – и с утра до вечера! «Ты где?» – «Да здесь я!» – «Тогда марш на тренировку!» Заходим в комнату, запираемся и начинаем играть…

– А потом?

– Потом я сделал проект «Galeo».

– Название откуда взял?

– Сам придумал! Понравилось как нечто… не скажу, что мистическое… как что-то витающее в воздухе, которому объяснения нет. Правда, после я его убрал – оказалось, точно так же звалась  компания по изготовлению пряных сладостей (Смеется). В общем, начали мы этот проект катать по клубам, более-менее удачно – и в «GVL артклубе» на Новослободской, и в «Б2»,  в «Jazz Town», в «Le Club»… То есть шла неспешная клубная работа.

Но в 2003-м году ко мне на концерт в «Le Club» попал  Владимир Кузьмин: ему всё нравится, он в шоке и тэ дэ! (Смеется.) Сделал нам предложение, стали с ним работать. Но, к сожалению, недолго,  два года. Поначалу было удобно, весело, клёво: работа идет, я в форме, всё нравится, гастроли, а мне охота поездить! Но постепенно и это стало затухать. И с 2006-го я – в  свободном полёте.

 Конкретно?

–  Участвовал в интересном инструментальном проекте «Джаз аэро» у Кости Дусенко. Пробыл я там год, наверное. А после возник проект «День Творчества»: собрались вчетвером, поджемовали… класс! надо писаться! И в 2008 году мы пишем диск «Солнце-Луна» – что-то другое, нежели «Идея fix». Другая музыка, другой подход, люди другие, влияющие друг на друга – и это содружество дало результат. Не авторский как в «Идее fix», а командный: например, есть у меня тема, приношу ребятам… и ее делают лучше! Например, пьеса «Солнце-луна» была легкой затейкой, а стала такой, что не стыдно поставить! (Смеется.)

–  Но прожил проект недолго.

–  Ну, потому что музыканты в нем, хоть и хорошие, но разные, все заняты не только общим, но и своим – обычный случай… Кстати, знаешь, как я деньги на диск «Солнце-Луна» получил?

–  В лотерею выиграл?

– Круче! Есть у меня друг, он в банке тогда работал. Ему нравится музыка «Дня Творчества», поэтому он приводит на наш концерт коллегу-англичанина. И тот, послушав нас и узнав, что мы без диска… молча лезет в карман, достает «котлету» денег: на! Отдал, ушел, больше я его не видел.

– О как! Имя-то знаешь его?

– Йен Шитхэм (Ian Cyitham). На обложке «Солнца-Луны» ему благодарность… вот же человек! Я же мог с этими деньгами сделать, что хочу: инструмент купить ещё один, съездить куда-нибудь. А он бы даже не проконтролировал. В итоге на его деньги сделали хорошую работу… ей, кстати, Араик Акопян сильно помог с дизайном, а Андрей Попов – с выпуском. А потом было параллельно сотрудничество с «Marimba Plus» – это 2007-9 год, «Sound Cake Band», другие проекты. И вот сейчас, получается, с Фондом «АртБит» делаю третью по счету пластинку…

Ниже – видео живого концерта «Квинтета Антона Горбунова» в составе: Вартан Бабаян (перкуссия), Антон Залетаев (саксофон), Петр Ившин (барабаны), Владимир Голоухов (вибрафон), Антон Горбунов (бас гитара). Концерт состоялся 15.11.11. в джаз-кафе «Эссе». Разумно посмотреть его перед чтением второй части беседы с Антоном.

 

Часть вторая, или новый диск Горбунова

Теперь давай про новый альбом.

– Легко!.. Ясно, что задумал я его и собрал не вчера, что это как бы итог, этап.

А по содержанию эта затея… как бы сказать… нестандартный подход к инструменту и не совсем стандартный подход к музыке. Именно это, я думаю, и заинтересовало «АртБит»… (Задумывается.) Да нет, тут надо не словами объяснять, а слушать, потому что там – музыка атмосферы, музыка состояния… темы её словами не перескажешь.

И все-таки попробуй.

– Ну, там что-то близкое к академической музыке, что-то – к этнике, джазу, современной музыке.

Современная музыка в данном случае – это что?

– Сплав стилей: джаз, современная академическая музыка и немного хорошей поп-музыки… да не знаю я, как этот назвать! Точно могу сказать одно: в этом стиле сделана половина альбома. А другая половина – сольные пьесы на бас-гитарах.

–  На каких?

–  На стандартной, на тенор-бас-гитаре, а третья – шестиструнный безлад. И сыграно на них нечто абсолютно, на мой взгляд, свежее, не замыленное. Во всяком случае, лично я подобного у нас не слышал.

У тебя есть название этому «абсолютно свежему»?

– Бас-мэджик.

– Ого… скромно-то как!

(Смеется.) А чего скромничать! Вот послушаешь, тогда скажешь, прав я или нет. И ссылки на треки обязательно вставь.

–  Вставлю, вставлю, куда ж без них.

(Вот они, эти треки, целых три. –  Ред.) 

Muzicons.com

Muzicons.com

Muzicons.com

– А сколько всего треков будет?

–  Десять.

– Без бонусов типа прилагаемого видео?

–  Без. Только аудио. Хотя идея хорошая, спасибо. Может, если все хорошо будет, применим в следующем альбоме.

–  А у этого альбома название?

–  «Bass Magic»! А почему нет? Это ж даже не стиль – это работа: делать на басу волшебство…  (Смеется, чтобы снизить пафос.) А если пафос чуть убрать, то этот альбом – попытка показать, что на бас-гитаре можно играть Музыку с более-менее большой буквы. А то, бывает, как: «Ты на чем играешь?» – «На басу» – «А чё играешь?» – «Музыку» – «Чего-о-о?!.. Блин, стиль какой?» – «Да никакой, просто музыку» – «Чё ты мне втираешь! Я про стиль спрашиваю и с кем играешь» – «Один» – «Кончай мне гнать, такого не бывает и быть не может!» (Через паузу.)

Нет. И может, и бывает!

–  Хорошо сказал. Чес-слово. Давай дальше о диске.

–  Ага. Там будут как треки сольные, так и треки в исполнении трио. Сольные будут без ритм-подпорки. Просто местами я сам себе делаю лупчик и играю, опираюсь на него, внахлест. Сам себе аккомпаниатор: хлопочки, легкое напоминание перкуссии, тихонечко по стрункам. Просто, чтобы граунд был. Вживую я это делаю с луп-стейшн, а в студии это писалось более изощренно.

–  А в варианте трио? Кто с тобой будет?

– Специально обученные люди! (Смеется.) Так и напиши: «специально обученные люди»! Вартан Бабаян, который играет на кахоне дико оригинальным образом: еще и пяткой! Мало что он на нем щетками, руками, он еще пяткой по передней части, в три конечности – эффект потрясающий! Не кахон вчистую, не барабаны, а не пойми что, но с ума сойти! А третий у нас – известный такой джазовый человек Антон Залетаев, саксофонист, он же флейтист. На диске он будет с сопрано-саксофоном… мне, кстати, у саксофонов больше всего такой тембр нравится.

     

Гостей специальных на запись позовешь?

–  Давай я об этом помолчу, чтоб не сглазить.

– Если я тебя спрошу: «Что ты хотел сказать своим “Bass Magic”?» – это нормальный вопрос?

– Вполне. (Задумывается.) Понимаешь, я старался, чтобы диск можно было назвать словом «арт». В его широком смысле. В смысле, что музыка на нем ближе к искусству, чем к ремеслу.

– От музыки Горбунова – к Горбунову-музыканту. Тебе в твоих вещах мелодия сильно важна?

– Ну, да… я – мелодист, мне важна мелодия. Кто-то, возможно, иначе про меня считает… ну, или моя мелодика ему неприемлема. Но мне она куда важнее виртуозности и всяких там наворотов. Как четкая, яркая тема.

–  Не думаешь, что за это тебя с попсой сравнят?

– Смотря с какой. Если с нашей, то я этого не хочу. А если с западной – почему нет? У нее же за спиной сумасшедшая по силе музыкальная культура! Это во-вторых. А во первых: их попса – это радость жизни! Не понты, не показуха, не радость от такой жизни, что, по мне, лучше б и не радовались, потому что скудно в ней всё, опошлено, оттого и музыка такая, про тексты не говорю, лучше бы по-английски пели. На Западе фигни тоже достаточно, но там полным-полно другого, жизненного! Майкл Джексон, например, он кто? Гений, король поп-музыки. Он где? Там, на Западе. Поэтому там – поп-музыка, а тут – попса. Которая еще и образ жизни, где ты не щукой становишься, а карасём. Жирным не жирным – это у кого как, но карасем!.. (Через паузу.) Вот чего мне сейчас не хватает, а?

– Действительно – чего?

– Денег. И всё, не более того. Зато пишу и играю свою музыку. И худо-бедно уже третий диск на выходе, а это дорогого стоит.

– Давай к твоей музыке вернемся.

– Вообще-то в ней я упор делаю не на мелодику, а на образность. Мелодика – это должно быть, без нее никуда. Но главное – дать образ. Собрать его из всего, что умеешь… только так можно вдохнуть в музыку жизнь, избавить ее от плоского, дать второе-третье измерение. И ради этого упираешься. Был период, когда ночами сидел, менял варианты до такой степени, что проще было выбросить идею, чем доводить до идеала… руки опускались

Но ты же, вроде, не меланхолик?

– Нет. Жизнь меня гасила, ломала… а, может, я сам к этому руку прикладывал. Но внутри есть зерно, которое до гробовой доски останется: жизнь – это здорово, в ней свобода, в которой можно купаться! (Пауза.) Есть музыканты, которые – это я так считаю, на самом деле, может, все иначе – так вот, есть музыканты, которые близки мне по этому состоянию. Например, Ришар Бона: его сочетание народности – в хорошем смысле! – и веселости… просто потрясающе! И еще я думаю, что нам тут в жизни не хватает такой же лени, как у него. Не нашей русской лени, а ленцы такой нормальной, когда не загоняешься, а просто спокойно играешь своё. Мне нравится, как в блюзе – он чем хорош: ты его начал, и сходу ясно, что печаль твоя уже в прошлом, ты от нее уже отстранен. Вот так надо. А у нас… (Замолкает.)

– Что «у нас»?

– А у нас… мы тут просто какая-то толпа одиночек. Каждый в чем-то ковыряется. Хотя настоящие музыканты у нас есть. Именно музыканты, а не играющие на музыкальных инструментах. Можно быть басистом, а можно быть в первую очередь музыкантом – и не важно, на чем ты играешь. Есть замечательные басисты: Женя Шариков, Антон Давидянц. Лёша Заволокин, Петя Дольский, Сережа Слободин… извините, если кого забыл. Но в масштабе страны, и просто нашего большого города – это немного, крупицы. Хотя это те, которые не просто аккомпанировать умеют, это – я бы сказал – подвижники. У каждого свой путь, но все идут с разных сторон на одну и ту же вершину: показать, что басист может быть музыкантом – и очень неплохим.

– И ты, получается, этим же путем?

– Надеюсь, да. От диска к диску. Этот, получается, уже третий по счету. И, мне кажется, самый удачный. И по материалу вообще, и по тому, что он мало похож на что-либо сделанное раньше.  Мы же всегда волей-неволей повторяем тех, у кого учились, всегда стилистически что-то на кого-то похоже. А «Bass Magic» –  в нем нет блюза, нет повторяющих рефренов… Есть элемент самостоятельной серьезной работы. И меня это радует.

– Надеюсь, слушателей тоже порадует.

– Надеюсь, да.

Беседовал Дмитрий Филатов

Фото: Александр Стернин

Фотографии с концерта «Квинтета Антона Горбунова» в джаз-кафе «Эссе» 15.11.2011.

 

Нет комментариев

Трекбеки/Пинги

  1. Антон Горбунов – альбом «Bass Magic» | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] Интервью Антона о себе и работе над «Ваss Magic» можно прочитать на портале Фонда «ArtBeat», по этому адресу. [...]

Оставить комментарий