Гласпер и компания, или Джаз с большой буквы

3 июня в клубе «Олимпиада-80» состоялся концерт/мастер-класс джазового пианиста Роберта Гласпера (Robert Glasper, США). Акция прошла в рамках мастер-классов от компании ArtBeat и проекта «FuzzionDay» в той же «Олимпиаде-80».
Вашему вниманию – репортаж о ней.
В начале о самом Гласпере и составе, с которым он прибыл в Москву.
Роберту 34 года, родился в Хьюстоне, страсть к джазу перенял от матери, профессиональной блюзовой певицы, попутно певшей госпел в церкви – там он начал играть на пианино, нашел призвание и стиль. Закончив школу, Гласпер переехал в Нью-Йорк, где дебютировал на джазовой сцене, сразу же собрав восторги прессы – журнал People даже сравнил его с Херби Хэнкоком и Чиком Кориа. А критика поставила проекты Роберта в один ряд с лучшими фортепианными трио современности: Джейсона Морана, Билла Чарлапа и Брэда Мельдау. И еще: на своем последнем диске («Double Booked», 2009) к акустическому пианино Роберт добавил фанковый звук электропиано Fender Rhodes. Поэтому не удивительно, что в «Олимпиаде-80» он играл на электропиано.
Обычно Гласпер пишется и концертирует в составе трио «пианино-контрабас-ударные». Но в Москву он прилетел с несколько другим составом:
- Дэррик Ходж (Derrick Hodge) на басу (Ходж широко известен как сольными так и совместными проектами: играл с Джиллом Скоттом, Мосом Дэфом, Энтони Гамильтоном и прочими звездами; плюс у него весьма оригинальная техника игры – в юности, осваивая бас в молодежном бэнде, Дэррил подглядывал за первой и второй скрипкой, часть приемов снимал с них.),
- Кристофер Эрик Дэйв (Christopher Eric Dave) за барабанами. Дэйв – не последний человек в мире хип-хопа и соула, работал с Timbaland, Kanye West, Sade и др., но в «Олимпиаде-80» играл вообще без железа – два малых барабана, бочка и тамбурин.
- Кейси Байрон Бенджамэн (Casey Byron Benjamin) – саксофоны/vocoder. Еще две грани его таланта – продюсер и автор песен. Играет фанк-поп новой волны в дуэте с Ники Гуилэндом, выступает с рэпером Q-Tip, Мосом Дэфом, Стефоном Харрисом, клавишник и саксофонист на турах Патрика Стампа.
Общий проект этого квартета носит название Robert Glasper Experiment. Стоит отметить, что все четверо участников равноценны, каждый – звезда, известная в мире джаза не менее чем Гласпер.
А сейчас о том, что, по нашей статистике, характерно для мастер-классов черных музыкантов. Что Гласпер, что его коллеги, что Дэррил Джонс, давший недавно свой урок в рамках фестиваля «Fuzzion Day-2011», прямо-таки обожают контакт с аудиторией. Поэтому сходу «рвут дистанцию»: просят задавать побольше вопросов, в ответах – никакого пафоса, сплошь мягкое дурачество, хотя все ответы – по сути.
Вопрос из зала:– Роберт, расскажите, как вы записывали свой последний диск?
Гласпер:– Все треки записали с одного раза. Все до одного! (Аплодисменты.) При этом много пили… (Смех в зале. Делает серьезное лицо.) Но старались создать в студии обстановку настоящего концерта… например, как сегодня… (Взрыв хохота.)
Зал, к слову, был полон, и вопросами пытал не одного Роберта, а всю четверку, которая отвечала квартетом – у каждого было, что добавить. Например, когда Дэйва спросили, как бы он назвал свой стиль игры, все трое его коллег сделали дурацки-внимательные лица, выслушали, как Дэйв проскрипел что-то умное (у Дэйва очень мультяшный тембр голоса), после чего Гласпер пробурчал:
– Да ни к какому стилю мы себя не причисляем… все эти причисления – пройденный этап, детский сад, штаны на лямках… (Хохот, аплодисменты.)
Заодно выяснилось, что в четверке не один Гласпер – продукт госпела, что Ходж такой же:
– Маленьким попал в церковь, где в оркестре был потрясающий басист. И всё – пропал, понял, кем буду!
Кэйси и Роберт потешно спихивали друг на друга роль «ведущего» в импровизациях; Гласпер на вопросы, заданные ему на русском, сходу отвечал «Ага!», будто понял без перевода…
При этом было и немало серьезного:
- гости постарались донести до публики, что важнейшая часть работы музыканта – слушать чужую музыку, это входит в понятие «упражняться»;
- Гласпер признался, что хорошо знает мировую и русскую классику, она слышна в его импровизациях и темах, поэтому его музыка – не просто негритянский джаз, а из дня сегодняшнего, из нового тысячелетия;
- все четверо, оказалось, рады, что в последние годы хип-хоп стали исполнять не под сэмплеры, а с живыми коллективами…
После такого заявления часть зала ждала от гостей композиций с уклоном в хип-хоп. Но не тут-то было.
Здесь – слово эксперту:
Денис Кудряшов гитарист, музыкальный педагог, организатор фестивалей «FuzzionDay»:
– К сожалению, музыку словами не описать – тем более музыку в исполнении Robert Glasper Experiment, это что-то запредельное. Это был Джаз с большой буквы, абсолютно современный джаз. Плюс фьюжн, как «музыка третьего тысячелетия», сплав джаза, классики, госпел и современных ломаных ритмов в стиле хип-хоп, джангл и r’n'b. У всех четырех музыкантов потрясающее ощущение времени и друг друга в нем, сумасшедший общий звук. Да и общение прошло чудесно: приятно было смотреть, как все четверо по-доброму друг друга подкалывали, при этом давали много полезных советов: о репетициях, о взаимодействии в группе… Еще надо спасибо сказать Николаю Моисеенко – за то, что он держал встречу в тонусе интересными и точными вопросами. Вообще все прошло в хорошем контакте, на одной общей волне…
Так и было: когда Гласпер, играя, кивал в такт музыке, добрая часть зала кивала точь-в-точь как Роберт, в одном с ним ритме.
Остается добавить, что серия мастер-классов от компании ArtBeat будет продолжена уроком барабанщика Джоэла Тейлора (США) – 21 июня, в 21.00, в той же «Олимпиаде-80″.
Фото: Александр Стернин
Он снимался в таких фильмах, как «Троя», «Бойцовский клуб» и «Быть Джоном Малковичем». «Масштаб подобных правонарушений столь незначителен, что я уверен — народ Ирака простит нас», — утверждает командующий. По данным адвоката, следствие намерено решить вопрос о мере пресечения для Путенихина во вторник, 1 ноября.