«Fuzzion Day-2011» – Oz Noy: «Импровизация – это рассказ»

Май 19, 2011

«Fuzzion Day-2011» – Oz Noy: «Импровизация – это рассказ»

18 мая мастер-классом гитариста Оза Ноя (лидера американского «Oz Noy Trio» – хедлайнеров «Fuzzion Day-2011») завершилась учебная программа фестиваля.

Третий по счету урок мастерства прошел там же, где и два предыдущих (их дали, барабанщик Дэйв Уэкл и басист Дэррил Джонс, коллеги Оза по его проекту) – в джазовом зале  клуба «Б2». Вход также был свободным и зал в третий раз подряд оказался полон. Заполнили его в основном те же, кто перед этим побывал на уроке Уэкла и мастер-класса Джонса. То есть у трио образовались своего рода «постоянные ученики».

Теперь кратко о самом мастер-классе Оза Ноя – человека, к слову, вполне обаятельного. Рыжий, коротко бритый, энергичный, улыбчивый, точный в формулировках. В своем деле отличник, но нисколько не «ботаник». С юмором все в порядке, при этом – предельная собранность: мастер пришел делиться знаниями, а не красоваться перед аудиторией, поэтому полтора часа мастер-класса в жанре «вы спрашиваете – я отвечаю» вышли очень плотными. Были насыщены как профессиональными советами, так и рекомендациями общего характера – о том, как должен строить музыкант свою карьеру в чисто человеческом плане.

Те, кто были на всех трех мастер-классах «Oz Noy Trio», наверняка заметили, что у его участников много общего во взглядах, каким должен быть музыкант-инструменталист. Например, все трое в один голос сказали, что для музыканта, концертирующего в составе, виртуозность – не главное и наживное. Куда важнее умение работать в команде.

К этой мысли Ной добавил от себя, что у музыканта обязательно должна быть «основа», прочный фундамент. Джазовый или роковый – неважно. Важно, чтобы основание было четким, не размытым, не «и нашим, и вашим». В этом случае на нем можно будет строить все, что угодно, и стоять это будет крепко. Лично же себя Ной считает стопроцентно джазовым.

Его, разумеется, спросили об импровизации – как ее надо строить. Ответ был: как рассказ. Инструмент (в данном случае гитара) должен звучать, как связная человеческая речь, построенная по законам рассказа. Сначала – кратко, но внятно заявить тему, мелодию, гармоническую основу, одну или две музыкальных сюжетных линии. А далее заниматься их развитием. Как именно это делать, Оз показал в высшей степени наглядно. Было полное впечатление, что гитара в его руках говорит разными голосами – то от лица рассказчика, то прямой речью персонажей, у каждого разной, своей. И всё это – по нарастающей, все более сложными сплетениями, до кульминации, когда  «одновременно говорят все». После чего – лаконичный финал, возвращающий к началу рассказа, его закольцовка.

На словах, кажется, просто, а на слух – потрясает. И не столько виртуозностью исполнения, сколько уровнем музыкального мышления. Есть люди, способные про любой случай рассказать так, что заслушаешься – Оз Ной как раз их таких.

Мастер-классы (и фестиваль в целом) были рассчитаны скорее на профессиональных музыкантов, чем на просто слушателей – пусть даже подготовленных. Поэтому – слово инструменталисту-профессионалу, побывавшему на мастер-классе Оза Ноя.

Максим Дорбеко, гитарист, композитор, аранжировщик:

– Понравилось, что Ной все передал очень конкретно. В космос не залетал, про технику ничего заумного не говорил, объяснял так, чтобы было понятно максимальному числу народа. И сделал упор на том, над чем надо постоянно работать. Как строить аккомпанемент, как поддерживать себя в форме. Например,  показал пять гамм – вроде всего-то ничего, но с их помощью можно массу всякого сделать. А чтобы эти гаммы освоить, надо время, надо работать и работать.

Про метроном очень верно и сказал, и показал. В смысле, если не умеешь играть под метроном – это надо исправить, иначе качественные сдвиги в игре не придут.

Про «эффекты», которые «примочками» называются (Оз особо известен в музыкальном мире применением этих «эффектов» – Ред.), объяснил, что есть куча их производителей – например, эффекта «хоррус», число их бесконечное, но продукт-то по сути один, «хоррус». Или «тремоло» — там то же самое. Поэтому прежде, чем приобретать какую-либо «примочку», надо понять принцип, как управлять общим звуком. Если поймешь его – сумеешь из кучи предложенных вариантов какого-либо «эффекта» точно выбрать тот, какой надо, какой подходит именно твоему звуку.

И тут не поспоришь – у Ноя, у него со звуком все в порядке!

Добавим, что удовлетворение от мастер-класса получил и сам Оз Ной, за что, разумеется, поблагодарил публику. Без пафоса, по-деловому, но с улыбкой:

- Спасибо всем, кто сделал эту акцию и пригласил на нее меня и мой проект. Все было хорошо, приглашайте еще раз, мы с удовольствием приедем.

А мы постараемся, чтобы мастер-классы такого уровня стали постоянными.

 

Фото: Александр Стернин

 

Один комментарий

  1. Иван

    Здравствуйте! Сейчас как раз стараюсь изучать импровизацию, на гитаре! Вот наткнулся на статью по этому поводу: http://lookandplay.net/press/lessons/uroki-improvizacii-improvizaciya-na-gitare — меня интересует (там я этого не нашел), что такое «фраза и форма» в импровизации на гитаре? Как обучиться этому? Заранее спасибо за ответ Алексей!!!

Трекбеки/Пинги

  1. Мастер-класс гитариста Оза Ноя (Oz Noy, США) | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] Репортаж о мастер-классе Оза Ноя можно прочитать здесь. [...]
  2. «Fuzzion Day-2011»: «Фьюжн – еще как нужен!» | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] «Fuzzion Day-2011» – Oz Noy: «Импровизация – это рассказ» [...]

Оставить комментарий