Фестиваль «FuzzionDay-2011»

Апр 16, 2011

Фестиваль «FuzzionDay-2011»

Уважаемые посетители портала! 

Приглашаем вас 18 мая в клуб «Б2» на фестиваль «FuzzionDay-2011».
Хэдлайнер фестиваля – «Oz Noy Trio» (США), фьюжн-проект гитариста Оза Ноя при участии барабанщика Дэйва Уэкла (Dave Weckl) и басиста Дэррила Джонса (Darryl Jones). Все трое – суперзвезды инструментальной музыки, её сегодняшняя элита. Каждый их них в рамках «FuzzionDay-2011» даст свой мастер-класс: 16 мая это сделает Дэйв Уэкл, 17-го – Дэррил Джонс, 18-го – Оз Ной. Все мастер-классы также пройдут в клубе «Б2», вход на них – свободный.
Россию на фестивальном концерте представят «Vision Of Sound», «Nikolay Moiseenko Project» и «Paromshik Luda Band» – топ-коллективы отечественного фьюжн.

 

* * *

… О любом уважающем себя фестивале пишутся промо-материалы. «FuzzionDay-2011» не исключение. Тем более что родился он не на пустом месте. Он – продолжение акций по поддержке российской инструментальной музыки, которую не стыдно слушать. Каких именно акций, и в каком смысле «продолжение» – об этом рассказывает арт-директор «FuzzionDay-2011» Араик Акопян, личность в музыкальном мире более чем известная.

Досье.
Араик Акопян (1972, Ереван) – музыкант, арт-директор, продюсер. Как гитарист, играл в коллективах «Papa John’s band» и «Magic Pump». Работал директором более 20 групп, музыкальным директором клубов «Papas Place» и «Билингва», сопродюсером центра «Cantaloop», арт-директором кафе «Net Name». Организатор и продюсер фестивалей «BazzDay» и «FuzzionDay». Соорганизатор проекта «Big Tribute to one and only Michael Jackson». Арт-директор кафе-клуба «Олимпиада-80».

АrtВeat:– Араик, сразу о главном: как фьюжн в России дошел «до жизни такой»? До фестиваля c американскими хэдлайнерами топ-уровня?

Араик:– Естественным путем, ступенька за ступенькой. «FuzzionDay-2011», при всем уважении, это не первый шаг. Первым был фестиваль «ВazzDay» для бас-гитаристов. 2006-й год, потом он стал ежегодным, как большое мероприятие. И еженедельным – как клубный день такой музыки в «Олимпиаде-80». Делался лишь для того, чтобы хоть как-то стимулировать качественную инструментальную музыку. Которая в России никому не нужна – кроме самих басистов и маленького круга слушателей… в основном, тоже музыкантов.

АВ:– В каком смысле «стимулировать»?

Араик:– В очень простом. Если хочешь играть сложную инструментальную музыку, ты должен сначала стать виртуозом… Ну, предположим, стал – или решил, что стал. Что дальше? А дальше надо о себе заявить. Лучшего места, чем фестивальная площадка для этого нет – согласны?

АВ:– Да.

Араик:– Но чтобы выступить на фестивале, ты должен подготовить программу из своих вещей. Пусть небольшую, минут на 15-20, но – своих! А ведь множество «начинающих виртуозов» об этом не задумываются. Играют понемножку, а концертной программы нет. Это, кстати, многих музыкантов касается, даже очень высокого уровня, из аккомпаниаторов поп-звездам – мастерство есть, а своей программы нет. Так вот, приглашение на фестиваль – это стимул сделать свою программу. Задуматься над ней, решиться на неё – и впервые в жизни сделать, впервые с ней выступить. Уже немало, да?

АВ:– Согласен. Получается, «ВazzDay» был стимулом для наших инструменталистов подняться на фестивальный уровень. Научиться думать концертной программой. Это как бы первая ступенька вверх – верно?

Араик:– Абсолютно.

АВ:– А дальше?

Араик:– А дальше родился фестиваль «FuzzionDay». Как следующая ступень. Потому что подавляющее число инструменталистов-виртуозов так или иначе уходят во фьюжн. Это по жизни их стиль, ведь он позволяет сплавлять что угодно с чем угодно. Латинские ритмы с африканскими, классику с этникой, джазом, фанком, поп-музыкой. Плюс простор для импровизации. Музыка высокого класса… которая опять же здесь мало кому нужна.

АВ:– «Сегодня ты играешь фьюжн, а завтра никому не нужен»?

Араик:– Вот именно. Абсолютный андеграунд, лишенный концертных площадок. Стиль есть, музыканты есть, команды есть – а выступать негде! Негде себя показать и на других посмотреть. Поэтому, чтобы фьюжн у нас совсем не заглох, и был в 2009-ом сделан фестиваль «FuzzionDay»… Один бы я на такое не решился – тут спасибо Денису Кудряшову, талантливому молодому гитаристу с кучей самых разных музыкальных идей… Ну, так вот – подходит ко мне в апреле 2009-го Денис: «Давай сделаем фьюжн-фестиваль!» И через месяц сделали. А название написали через «дабл-зет» – «FuzzionDay», чтобы подчеркнуть его связь с «ВazzDay», как бы преемственность.

АВ:– И что в итоге получилось?

Араик:– Сегодня можно сказать, что «FuzzionDay» – и как мини-фестиваль несколько раз в году в клубе «Олимпиада-80», и как постоянное концертное мероприятие для отдельных коллективов в том же клубе под тем же брэндом – площадка для многих значимых фьюжн-групп России… Для большинства уж точно. Благодаря ему более-менее ясно, кто есть кто в российском фьюжн. На нем же не только из Москвы команды выступали – из Екатеринбурга было трио «Free-Spoken Band», из Ростова-на-Дону – «Джазовая лаборатория “Фон-фикасу”» саксофониста Овагема Султаняна. Да кого только не было из настоящих! «Funk YOU» Ромы Гринева, «Алко-трио» Досумов-Давидянц-Попов… сейчас вместе Дениса Попова на барабанах Дэмиэн Шмидт, один из лучших барабанщиков мира, а проект переименован в «Impact Fuze». «Этно-Саунд» Талгата Мухамедова-Хасенова… мы в 2009-ом хотели для этно-фьюжн сделать отдельный фестивальный день, но коллективов этого направления оказалось мало.
2009-й год, к слову – он вообще в смысле фьюжна был звездный! В стране кризис, музыканты без работы, зато – поперло творчество! Что ни день – то открытие, новое имя! А потом кризис кончился, у инструменталистов вновь появилась работа с попсой – и пошел «чёс»: гастроли, концерты, записи в студиях. И творчество кончилось. И что ни день, то разочарование.

АВ:– Не будем о грустном. Тем более, что логотип у «FuzzionDay» веселый…

Араик:– Его Витя Меламед придумал – прекрасный художник и мой приятель.

Мы долго над ним думали: сначала решили что-то из инструментов нарисовать, но – это банально, и не говорит, что фестиваль – именно фьюжн… инструменты нельзя – что остаётся? Остаются какие-нибудь значимые личности. Оказалась, что Витя (слева от шаржа на Завинула — его автошарж. ArtBeat.) давно уже сделал шарж на Джо Завинула, на патриарха стиля – с шапочкой его полосатой, которую каждый любитель фьюжн знает. Я попросил Витю использовать этот шарж в качестве логотипа фестиваля FuzzionDay, он согласился – и мы однозначно попали «в десятку»… Недавно в «Олимпиаду-80» один музыкант из Марокко приехал. Вошел – и увидел баннер с логотипом: «О! Завинул!» И разговор у меня с ним сразу пошел о фьюжне. Получилось, что логотип с Завинулом – как опознавательный сигнал «свой-чужой». Узнал, кто на нём – значит, фьюжн тебе уже знаком в достаточной мере.

АВ:– Теперь о фестивале «FuzzionDay-2011». Он, надо понимать, очередной шаг, очередная ступень… какая и куда?

Араик:– Надеюсь, что вверх. Повторюсь: на сегодня есть более-менее верное понимание, кто есть кто в российском фьюжн. Крепкие и перспективные коллективы у нас, как выяснилось, имеются. А дальше надо равняться на мировые стандарты. Учиться у зарубежных музыкантов, которые востребованы в мировом масштабе – в том числе потому, что классом они выше наших. Считанные единицы из наших команд вносят во фьюжн что-то своё, российское. Всё остальное классное и современное, наивысшая свобода и культура исполнения – на Западе, их оттуда надо брать. Поэтому мы и пригласили хедлайнерами на «FuzzionDay-2011» американское «Oz Noy Trio» – слушайте, смотрите, учитесь!

АВ:– Почему именно «Oz Noy Trio»?

Араик:– Потому что, с одной стороны, по составу они – power-trio, самый модный на сегодня в стиле фьюжн набор инструменталистов: гитарист-басист-барабанщик. С другой – все мастера мирового класса, элита! Дэйв Уэкл – на сегодня самый распиаренный в мире барабанщик. Играл с Полом Саймоном, Мадонной, Джорджем Бенсоном, Робертом Плантом. Семь лет работал с Чиком Кореа, записал четыре альбома с «Manhattan Jazz Quintet», гастролировал с Майком Стерном из Blood, Sweat & Tears.

Басист Дэррил Джонс – сейчас основной на этой позиции в «Роллинг Стоунз». До этого играл в бэнде Майлза Дэйвиса, гастролировал с Шер, Стингом, Клэптоном, Мадонной… куда уж круче!

А лидер трио, Оз Ной – он с Крисом Ботти играл, с Ричардом Бона, с Тони Брэкстон, очень востребованный гитарист. Из трио он наименее титулованный, но уже матерый и на взлете, с высокой репутацией и массой идей – он из тех, которые «на слуху». Поэтому лидер проекта. Получается, «Oz Noy Trio» – это два монстра, ведомые сильным музыкантом на взлете. При этом каждый из них в рамках фестиваля даст свой мастер-класс.


АВ:– То есть?

Араик:– Каждый расскажет секреты своего мастерства. Покажет чисто музыкантские приемы: как играть такую-то крайне стильную фразу, как и где уместнее использовать такую-то «примочку». Чисто технологические уроки, советы, как проще сыграть сложное.

Еще один плюс «Oz Noy Trio» – качество его музыки. Она и непростая: сплавлены блюз, джаз, фанк, поп и рок – и не головоломная: мелодичная, доступная неподготовленному, неискушенному слушателю. Уже упомянутый Денис Кудряшов мне рассказывал: едет он в электричке, напротив парень, обычный такой, не продвинутый, музыку в наушниках слушает – и вдруг предлагает Денису: «Хочешь послушать классного музыканта – Оз Ной его зовут?» Вот как! Поэтому «Oz Noy Trio», как хэдлайнеры фестивального концерта фьюжн – то, что надо.

АВ:– «В комплект» к «Oz Noy Trio» для «FuzzionDay-2011» выбраны три конкретных российских коллектива. Почему именно они?

Араик:– «Vision Of Sound», проект басиста Евгения Шарикова и клавишника Дмитрия Илугдина, бывших музыкантов «Арсенала» – это имя, лейбл. Самый стабильный проект в нашем фьюжн… самый стабильно сильный. Играют поп-фьюжн – что очень хорошо для фестиваля, их с удовольствием слушает как искушенная, так и неподготовленная публика. И еще одна деталь. Самый первый фестиваль «ВazzDay» открывали как раз Шариков с Илугдиным. То есть, получится как бы преемственность фестивалей. А если учесть, что Илугдин с Шариковым прошли школу фьюжн в «Арсенале» Алексея Козлова, с которого этот стиль в России, по сути, начался – выходит, что фестиваль может числить свою родословную от самых истоков фьюжн в нашей стране

Второй коллектив – «Nikolay Moiseenko Project», проект саксофониста Коли Моисеенко, музыка, которую до Коли в России никто не делал. В этом смысле Николая можно назвать ее отцом-основателем.

АВ:– Его музыка – в чем её новизна?

Араик:– По стилю она – поп-фанк, поп-фьюжн, но – абсолютно не «совковый». Можно сказать, что «совок» в нашей музыке закончился с приходом группы «Sunlight», где играл Коля. Звукоизвлечение, подача, подход к композиции – всё абсолютно западное. В этом смысле Моисеенко – основоположник: он, как опытный садовник, чтобы вырастить новое, поменял всё старое, вплоть до грунта. Учился джазу в Беркли, играл с Маркусом Миллером, повысил на Западе квалификацию, у него куча дисков с тамошними музыкантами, англоязычный сайт, диски за границей расходятся влёт… и вернулся домой – делать свою музыку и готовить почву для новой формации музыкантов. Абсолютно, повторяю, не совковой – она появилась с приходом Коли.

АВ:– И третья группа – «Paromshik Luda Band»?

Араик:– Они, как я считаю – одна из лучших команд, выросших на почве, подготовленной Моисеенко. Еще один шаг от «совка» к абсолютно западным образцам фьюжн.

Коллектив создан Николаем Сидоренко, победителем прошлогоднего конкурса молодых джазовых пианистов в Монтрё и бас-гитаристом Артёмом Тильдиковым. В нем также участвует гитарист Александр Папий, саксофонист Олег Остапчук, трубач Константин Куликов и Алексей Кравцов на барабанах. Все — выпускники Гнесинки, Олег еще и отучился в Беркли. До выступления на «ВazzDay-2010» их никто толком не знал. А хэдлайнером на тот «ВazzDay» приехал Адриан Феро, молодой, но уже известный гитарист, успевший поиграть с Маклафлиным. Приехал один, для выступления ему нужно было подобрать состав из российских музыкантов, и мы уже прикинули, с кем он будет играть… И вот сидит Адриан, с кем-то беседует – и вдруг замолкает. А в это время на сцене играет «Paromshik Luda». Ферро в них вслушался – и говорит: «Хочу играть с этим клавишником. И с этим гитаристом… и с этим саксофонистом… и с этим барабанщиком»…

То есть, подытожив: три российские группы, приглашенные на фестиваль – звенья одной временной цепи. «Vision Of Sound», старшее поколение фьюжн, поигравшее еще в СССР – первое звено. За ним – «Николай Моисеенко Project», прорыв за пределы «совка» в абсолютно западную стилистику. За ним – «Paromshik Luda», попытка шагнуть в этом же направлении еще дальше. А хэдлайнером – «Oz Noy Trio», тот самый западный образец, у которого не грех поучиться. Ну, и себя при этом показать.
Такая вот логика. Такой, я думаю, путь развития фестиваля. От смотра российских инструменталистов и команд – до концерта наших коллективов в своей стране, перед своим зрителем, но – вместе с западными корифеями фьюжн. Место проведения – престижное, знаковое, клуб «Б2». Формат тоже солидный: три мастер-класса зарубежных звёзд в том же «Б2», после чего – фестивальный концерт.
Вот и всё, пожалуй, что стоит сказать о «FuzzionDay-2011» до его проведения.

АВ:– Тогда – удачи!

Араик:– И публики побольше! Всё для неё делается. А не только для музыкантов – при всем к ним уважении.

Дмитрий Филатов

Фото: Александр Стернин

 

С благодарностью Наталье Шандыбиной
за участие в организации «FuzzionDay-2011»

 



Нет комментариев

Трекбеки/Пинги

  1. «Fuzzion Day-2011»: «Фьюжн – еще как нужен!» | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] Подробнее о том, каким и почему был задуман «Fuzzion Day-2011» – в промо-материале к фестивалю, в интервью с Араиком ...
  2. | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] Подробнее о том, каким и почему был задуман «Fuzzion Day-2011» – в промо-материале к фестивалю, винтервью с Араиком Акопяном. ...
  3. «Fuzzion Day-2011»: «Фьюжн – еще как нужен!» | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] Подробнее о том, каким и почему был задуман «Fuzzion Day-2011» – в промо-материале к фестивалю, в интервью с Араиком ...

Оставить комментарий