Внутреннее радио – как слышно, приём?

Дек 7, 2010

Внутреннее радио – как слышно, приём?

«Нестоличный» не значит «некачественный» –  тезис вполне справедлив к прогрессив-року. Подтверждение – композиции  группы «Introspective F.M.» из Ярославля. Услышать их вы сможете, перейдя по ссылке в самом конце материала – и уже затем читать беседу с ярославцами. Или – сначала прочитаете текст, а после, перейдя к музыке «Introspective F.M.», будете решать, насколько она соответствует словам участников группы о своем проекте?

Формат позволяет и так, и эдак.

*   *   *

Досье

Название: Introspective F.M.

Город: Ярославль.

Состав:

•   Алексей Евланов (гитара, бас-гитара), музыкант-самоучка, 1978 г.р, образование – ЯрГУ (психология); место работы – музыкальный магазин, продавец;

•   Роман Дюбченко (перкуссионист), 1980 г.р., по образованию филолог, закончил ЯГПУ им. Ушинского, сейчас работает в продаже металлообрабатывающих станков;

•   Василий Шуников (гитара), 1987 г.р., окончил физмат ЯГПУ, учится там же в аспирантуре, трудится мерчандайзером;

•   Сергей Зайцев (ударные), 1985 г.р., физмат ЯГПУ, музыкальная школа при училище им. Собинова по классу домры. На жизнь зарабатывает частными уроками игры на ударных;

•   Артем Николаев (бас-гитара как основной инструмент, клавишные и гитара), 1978 г.р., ЯрГУ (психология), работает в сфере ремонта станков.

Итак, поехали.

ArtBeat:– Каковы роли в команде? Кто в чём силен?

Евланов:– Можно не всерьёз? Сердце у нас – Сергей Зайцев, душа – Роман, голова – Василий, конечности и многие прочие органы – Артем. А я, пожалуй, задница… и то, что спереди торчит…А если серьезно: всё создают все. Начальным сочинительством занимаемся Василий  и я, затем подключаются Сергей, Артем и Роман. Разделения на мелодиста и аранжировщика нет. Главный концептуалист по звуку – Роман… и, наверное, именно он во многом  художественный руководитель.

Дюбченко:– Аранжировщик у нас – это некий шестой человек, который проявляется на репетициях, даже на концерте порой. А я у нас, скорее, критик: считаю, что вправе  критиковать многие вещи – так как вижу процесс изнутри. Я и самый преданный фанат «Интросп?ктива», и – пока – самый жесткий его критик.

AB:– И кто всех мирит, если вдруг что не так?

Дюбченко:– А мы просто стараемся не ссориться. И разные проблемы у нас решают  разные люди. Мы в конце концов научились общаться и говорить о том, что переживаем – а не молчать о своих порой скрытых переживаниях. На  этот путь мы только-только встали. Хотя уже есть уровень общения, необходимый для дальнейшего общего творчества.

AB:– История команды – она какая?

Евланов:– Началась она с того что где-то в 94-95-ом я в ЯрГУ познакомился с  Артемом. Он там что-то играл на расстроенном пианино, на гитаре, считай, не умел, я его стал слегка учить – ну, и что-то мы играли для себя, сочиняли вещи под хард-рок. Потом был период, когда я занялся другими музыкальными проектами… а где-то в 2007-ом мы с Артемом решили снова поиграть вместе – попробовать, так сказать, на новом витке. Стали собирать группу, просматривали тех, этих…. И всё было не то – пока судьба не свела нас в одном ансамбле сначала с Сергеем, а потом с Василием. На тот день, правда, у нас был какой-то состав, но – он нас не устраивал. Поэтому примерно в одно время я пригласил Сергея и Василия, и – хоть они явно помоложе! – встретил понимание, интерес к музыке, которую мы с Артемом собирались делать. И вот собрались мы вчетвером, стали репетировать – сначала в одном из гаражей, потом из-за проблем со звуком поняли, что надо оттуда валить. И Сергей – он, несмотря на юные годы, музыкант серьезный, в джазовом центре играл – привел нас в этот центр. Мы там играли месяца 3-4, накапливали материал… а потом начальник центра сказал: раз вы играете не джаз, идите-ка отсюда!Тогда – опять же благодаря Сергею – мы переселились в центр народного творчества. В народе его у нас зовут «Четверо Непьющих» – из-за того, что балкон в здании центра держат четыре атланта, у которых «руки заняты, поэтому они и не пьют»… в отличие от многих ярославцев…Так вот, переселились мы к «Четверым Непьющим» – и тут ко мне приходит мой старый знакомый Роман и заявляет: хочу учиться играть на барабанах! Я его направил учиться к Сергею – и вскоре Роман уже был с нами.

Дюбченко:– У меня тогда было тяжелое время: думал, с ума сойду от неприкаянности какой-то. И был бзик – со школы мечтал играть на ударной установке. С этой мечтой я и пришел (кивает на Евланова) к лучшему музыканту нашего города, на которого тогда «молился» – и сказал: хочу научиться играть на ударных! Он: не проблема, есть парень – правда, помоложе тебя – он научит. Пошел к Сереге, мы с ним позанимались несколько месяцев… и я на это дело забил. Но навык игры остался. Потом то одно, то другое…. в итоге устроился в музыкальный магазин, где работали Леша с Сережей, отпахал там 11 месяцев, сошелся с ребятами еще ближе, ощутил «океан музыки», который нельзя исчерпать, и однажды от Лехи услышал фразу, которая мне сначала не показалась убедительной: «Если хочешь слышать музыку, которая тебе нравится – делай ее сам!» Но оказалось, что такое реально! Можно встретить нужных людей и заняться тем, что действительно «впирает».

Евланов:– С приходом Романа – уже в 2008-ом – у нас начался, так сказать, новый период. Роман оказался той самой свежей кровью, свежим духом, который подвиг нас выбрать себе название. Я предложил – «Килгор Траут». Это персонаж Курта Воннегута, выдуманный им писатель-фантаст, один из ключевых героев Воннегута, которого я тогда очень любил. Поначалу назвались так. А потом не сложились отношения с руководством «Четверых Непьющих» – нас зимой оттуда попросили. Пришлось срочно снять для Сергея частный дом, где он занимался с учениками, а музицировать стали ходить на платную репетиционную базу в Ярославле. Но при этом все были как-то заняты своими делами: Сергей, например, стал заниматься группой «Complane»…у меня вообще сын родился… То есть группа толком не существовала…Но. Так вышло, что 6 июля 2008-го Роман, Сергей, и я решили  съездить в Москву на  концерт группы «Porcupine Tree». Для поездки был организован автобус из Ярославля… и по пути мы как-то поговорили и решили: надо снова собираться вместе. И на сей раз – основательно. Поэтому 6 июля у нас считается официальным днем рождения группы. Вернулись из Москвы, стали собираться в платной студии СТВД, репетировать, делать  демо-записи. Хотя  в этой студии нас многое не устраивало: люди в ней как-то странно относились к нам, хотя деньги мы платили в общем не маленькие. Ну, мы и решили: нужна своя база. Нашли помещение на мукомольном заводе, оборудовали его – и, честное слово, за последний год заметно выросли в музыкальном плане. Роман у нас стал своего рода арт-директором, а я – организатором концертной деятельности. Делаем свои концерты, приглашаем на них друзей, их знакомых… да просто любых людей неравнодушных! Им вроде нравится – притом, что пока не можем позволить себе грамотного звукорежиссера, всё делаем сами. А в 2009-ом замахнулись на организацию у себя фестиваля. Решили: самих нас никто, никогда и никуда не пригласит – кому это надо! А я люблю журнал «InRock»,  уважаю его главного редактора Владимира Импалера… Короче, поехал на выставку «МУЗЫКА. МОСКВА», набрался наглости, подошел к Импалеру: «Я вообще-то из Ярославля, группа Introspective F.M., играем то-то и так-то… давайте попробуем в Ярославле фестиваль прог-рока сделать?» Он, не моргнув глазом: «А давайте».Я даже чуть ошарашен был, но…взяли и сделали! И вроде ничего получилось. Так у нас еще один новый этап начался… сами робеем от того, что делаем. Но, как говорится: глаза боятся, а руки делают.

AB:– С гастрольными концертами у вас как?

Евланов:– С ними выезжаем пока только по Ярославской области. Собственно, мы только-только начали более-менее всерьез заниматься организацией своей деятельности. И на сей день нам мало есть чем похвастаться: даже нет нормальных записей, чтобы их издать и показать: вот, у нас альбом есть, приглашайте – сыграем вживую. А без альбома мы для всех никто. Хотя, честно говоря, в состоянии двигаться дальше, совершить скачок во всех отношениях – и в творческом, и организационном, концертном. В первую очередь, конечно, в творческом. Но в организационном тоже – уже думаем о своей студии. Чтобы расти дальше, все надо делать самим – такая страна, такая ситуация. Вот мы и делаем сейчас свою мало-мальски репетиционную базу, где, может быть, создадим условия для записи.

AB:– Как вам московская публика на Progressive Rock Evening?

Дюбченко:– По сравнению с ярославской она более пресыщена… А, может, просто слабо информирована о том, что играют вне Москвы, в провинции. Наше выступление не показатель: для Москвы мы никто… по сравнению с двумя московскими командами, также выступившими на Progressive Rock Evening – они-то себя здесь уже более-менее зарекомендовали…

Евланов:– Но если считать, что для Москвы мы были никто – для первого раза она нас приняла отлично. Доехали-уехали без проблем, выступили – по собственному ощущению – отлично, накупили оборудования для апгрейда… да и вообще эта поездка нас сильно встряхнула. Грех жаловаться.

AB:– В других проектах играете – как сессионные музыканты?

Евланов:– Мы не «сессионщики». Мы музыканты «Introspective F.M.».

AB:– Сергей Зайцев, насколько нам известно, еще в одном проекте занят.

Зайцев:– Наша группа – для меня основной проект. А «Complane» (проект с Дмитрием Каляминым – АВ.) – дополнительный. В общем, я тоже не сессионный музыкант.

AB:– Кроме музыки, у кого какие увлечения?

Зайцев:– Никаких. Ни на что другое времени не хватает. Потому что у меня ощущение, что чем больше я играю, тем больше мне есть что добавить в наш проект. Хотя мы, конечно, устраиваем какие-то посиделки, смотрим концерты, обсуждаем, что понравилось, что нет, и почему…

Шуников:– Играю в Encounter: бегаю по ночам с фонариком, плюс иногда придумываю что-то своё, чтоб другие бегали, но тут – как попрет.

Люблю думать о том, что люблю играть в футбол… если вы меня поняли. Просто до практики дело очень редко доходит, а в мозгу это сидит.

Артем у нас любит путешествовать по близлежащим городам на автомобиле, иногда на байдарках… даже в ущерб репетициям, но это не в укор ему, разумеется. (Смеются.)

Евланов:– Увлечение, от которого никуда не денешься – дети. Сыну – три года, дочери – год. Еще читать люблю, с друзьями общаться… любил футбол, но забросил – нет времени, разве что чемпионат мира смотрел.

Дюбченко:–  Раз в месяц «изобретаю велосипед» и «пытаюсь куда-нибудь уехать на нем».

AB:– Кроме как у Алексея, у кого еще дети есть?

Дюбченко:– У Артема дочка лет 6-ти.

Серёжа пока не женат и бездетный… он сам еще во многом ребёнок, а лучшая женщина у него – «барабасики». У Василия всё в порядке, когда-нибудь будет прибавление. Да и я тоже готовлюсь стать отцом…

AB: – Ваши музыкальные ориентиры, авторитеты?

Зайцев:– Лично у меня… да и не только у меня, у многих из нас: «Porcupine Tree», «Tool» «Katatonia», «King Crimson», Christian Scott – американский джазовый трубач. Но они для нас только ориентиры – ни копировать их, ни пародировать мы не стремимся.

Евланов:– Так как я с музыкой плотно работаю – в музыкальном магазине – диапазон любимого у меня очень широкий. В нем – огромный пласт классической рок-музыки 60-х – 70-х, современный прогрессив-рок, психоделика, фьюжн, джаз, джаз-рок, классическая музыка. Очень нравится лэйбл ECM немецкого продюсера Манфреда Айхера – он его зародил как пример очень честного подхода к музыке. Британский фолк-рок люблю. Из нашего фолка: питерских «Дартс», белорусскую «Троицу». Ивана Смирнова очень люблю и уважаю. Также увлекся пост-роком и пост-«металлом».Но при создании музыки – считаю, что надо изгнать из себя все, что на тебя влияло, а потом творить свое, совершенно отдельное. Один уважаемый мной человек – не стану его называть – сказал: «Сначала я взял учебник гармонии и попробовал все, что там есть. А после попробовал то, что, согласно этому учебнику, делать нельзя – и подумал: как же это здорово!» Я ни в коем случае не умаляю классных, именитых музыкантов. Просто думать надо своей головой.

AB:– Почему назвались «Introspective F.M.»?

Евланов:– Потому что посчитали это название подходящим. «Introspective» – это внутренний, чисто психологический мир людей, близких друг другу. «F.M.» – это отсылка к радио. А все вместе – этакое «внутреннее радио», прямая трансляция в мир того, что с нами происходит – трансляция на нашей внутренней волне…

В общем, где-то так.

Дюбченко:– И еще: «F.M.», «эф-эм» – это как бы кодировка слова «фэмили», «семья». Мы в своей группе очень хотим быть единым целым – подобно семье. Типа Introspective FaMily.

AB:– Ну, и «на дорожку»: каковы, так сказать, творческие планы… или грёзы?

Дюбченко:– У меня есть грёза по поводу творчества: вокруг нас какой-то пейзаж пустынный, и мы в нём играем даже не для людей, а собственно для неба. Играем на уровне планеты, играем в космос. Посылаем свой сигнал и чувствуем, как он проходит через нас – из нас – вовне. А для этого у нас мощь должна быть такой, чтобы мы не сомневались в том, что мы свою музыку куда надо и как надо донесём. Музыка – это самое универсальное средство общения, она одновременно и сложнее и доходчивей, чем слово и речь. Почему я пока против того, чтобы у нас были вокал и тексты? Потому что инструментальная музыка, которая пока из нас прёт, универсальна. Мы с ней можем ехать куда угодно, играть, зная, что нас поймут без перевода.И еще: мы верим в органичное развитие, в органичную судьбу. Если «сверху», на небесах решат, что нам нужен вокалист – будет! Может, Лёха запоет – а, может, Вася. А пока у нас инструментальный пласт еще не исчерпан. И я верю, что как чистые инструменталисты мы способны добиться чего-то существенного. Ведь вокал – как еще один инструмент – сильно изменит рисунок игры. И ресурсы, которые мы можем из себя вычерпать, играя без вокала, реализованы не будут. Так что, пока мы не упремся в гитарно-басово-барабанный тупик, я считаю, что по инструментальному пути мы будем идти до конца.

А дальше видно будет.

Дмитрий Филатов

Фото: Александр Стернин

Фрагмент сета Introspective F.M. на мини-фестивале PROGRESSIVE ROCK EVENING (Москва, клуб «Mezzo Forte», 27.10.2010). Introspective F.M.: Алексей Евланов (гитара), Василий Шуников (гитара), Артем Николаев (бас-гитара), Сергей Зайцев (барабаны), Роман Дюбченко (перкуссия). Съемка: SI-Records. Мастеринг: ArtBeat.ru, 2011

Похожие Посты

Добавить в

Нет комментариев

Трекбеки/Пинги

  1. Ди-джей Козлов на «Серебряном Дожде» | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] дал в эфир музыку хедлайнеров фестиваля – британской прог-группы  «The Tangent.». А также двух его участников от России: «Kostarev ...
  2. Мы не «Газпром», но мечты сбываются | Фонд "АртБит" Алексея Козлова - [...] Ярославля, и запали на неё, и познакомились вплоть до интервью. И родилась мечта издать альбом ярославцев. Ни [...]

Оставить комментарий