Ханг: звук изнутри

Ноя 15, 2010

Ханг: звук изнутри

Ханг (hang) перкуссионный инструмент, изобретён в третьем тысячелетии, востребован его музыкой. Продукт хайтека, схож с «летающей тарелкой». Звук – глубокий, крайне необычный. В России – раритет, хангов здесь – около десятка. Подробнее о ханге – в беседе с музыкантом Юрием Рубиным.

 

«ПРАКТИЧЕСКИ УНИКАЛЕН»

– Юрий, кратко о себе?

– 33 года, перкуссионист, пишу музыку для ударных и не только. Родился в Москве, летом живу в ней, зимние месяцы провожу в теплых странах – таких, как Индия например. На жизнь зарабатываю музыкой – как профессиональный музыкант. Плюс веду школу этнической перкуссии при московском музее Востока – это такая музыкальная психотерапия… по ходу обучения любого желающего игре на перкуссии.


– Теперь, пожалуйста, о ханге – или «ханг драме», как его часто зовут. Кстати, как правильно называть?

– На сайте производителей утверждают: сейчас надо говорить не «ханг драм», а «ханг», или даже «ханг ханг». Слово «драм». «барабан» добавлять не стоит – мол, ханг – не из ударных… там, во всяком случае, полагают так. (Улыбается.)

– Считается, что «ханг» – это «рука» на одном из швейцарских диалектов.

– Да, но… в свое время, путешествуя по миру, я встречал швейцарцев – и не единожды спрашивал об этом. Никто не подтвердил, что «ханг» – рука. Но в Интернете эта версия живет, опровергать ее не стану. Так вот, о ханге. Этой «летающей тарелкой я увлекся не так давно (ханг у меня где-то с конца сентября, и в России он по счету, говорят, седьмой). Но уже могу сказать: с хангом не так просто, как кажется на первый взгляд.Если зайдете на сайт его производителей-швейцарцев – там тоже есть текст, что к хангу нельзя относиться, как к перкуссионному инструменту. И даже – как к мелодическому. В смысле: да, ханг напоминает металлофон или нечто подобное, но, с другой стороны, требует от музыканта большей концентрации, внутреннего сосредоточения. От себя добавлю: еще и преданности, привыкания к нему. И некоего погружения в процесс. Ханг вообще мало на что похож… практически уникален… рассказать свою версию его рождения?

– Конечно.

– Существует такой стилдрам (steeldrum) – тоже инструмент последних лет: кусок бочки, который калят на костре, на Карибских островах. У него также особый, звонкий и яркий звук – правда, по сравнению с хангом, более приземленный. На стилдраме поначалу играли музыку развлекательную, карнавальную, что само по себе хорошо, но… Изобретатели ханга на примере стилдрама заметили: публике больше интересна не музыка на нем, а необычные звук и форма инструмента. И решили, что этого мало, что следует пойти дальше – не просто изменить форму, а сделать совершенно новый по музыкальному состоянию инструмент — погружающий и публику и исполнителя в совершенно особый мир.

Затем в ход пошли высокие технологии конца ХХ века – так и появился ханг. Плюс родственный ему кайза – стальной барабан, делающийся в Германии, у меня он тоже есть.То есть, в разных странах вовсю появляются аналоги ханга… С которым, кстати, то же самое: он сначала притягивает внимание формой и звуком – и лишь потом начинают прислушиваться к тому, что на нем играет музыкант.

 

«ЛИЧНОСТЬ МУЗЫКАНТА – НА ВТОРОМ ПЛАНЕ»

– Неподготовленному слушателю…

– …музыка ханга может поначалу показаться циклически-однообразной. Так, во всяком случае, бывало. А ханг надо слушать не как, скажем, радио. Не пытаться воспринять сразу, не ждать, что сходу будет понятно: здесь куплет, здесь припев… В его музыке все непросто – как и в любой нормальной.

– Можно сказать, что она отчасти медитативная?

– Это «в лоб»… тем более что слово «медитативная» сильно заезжено. Точнее будет так: ханг – инструмент не для музыки в привычном, «мэйнстримовом» понимании, а для звукового потока.

– По нотам на нём можно играть?

– Как на любом инструменте, но… Если считать, что с его звуком мы разобрались, встает вопрос: а что, собственно, играть? Так вот, играть можно разное – исполнитель, сообразуясь с творческой задачей, может выбрать определенный строй или лад «под себя». В моем случае это ориентальный лад – хиджаз. Но строй этот – жестко вложенный на этапе изготовления. Перенастроить ханг невозможно – только подстроить, если звук поплыл. Ведь чем чаще играешь, тем чаше инструмент расстраивается. И приходится обращаться к настройщику.

– В России их много?

– Знаю только одного – Виктора Левинсона из Санкт-Петербурга. А так надо ехать в Европу, искать мастера там..

– Есть как бы классические произведения чисто для ханга?

– Насколько знаю, пока нет. Есть исполнители, известные благодаря Интернету: Дэвид Сварап (David Swarup), Данте Буччи (Dante Bucci), ищите их на ютьюбе.

… Музыканты они, конечно, замечательные. Но с хангом есть такой момент: он столь необычен и энергетичен, что личность музыканта уходит на второй план, за ханг. На ютьюбе есть масса любительских роликов, где люди сидят и стучат две ноты: бум-бум-бум по чудесной кастрюльке – всеобщий восторг! (Смеется.) И лишь недавно начали появляться действительно интересные произведения для ханга. А также люди, слушающие профессионально, научившиеся распознавать класс исполнителя.Всё складывается потихонечку. И это хорошо.

– Есть ли школа игры на ханге, оформившиеся техники?

– По-моему, еще не придумали. Рано или поздно появятся видеоучебники, книги и так далее. Но на данный момент – нет. Во многом, думаю, из-за подхода авторов инструмента к его распространению: главное для них – музыка из рук и души музыканта, а не раскрутка ханга. Популярным он стал не за счет искусственной раскрутки, хитрого промоушна.

 

«ПРОДАЁТСЯ НАПРЯМУЮ, В ХОРОШИЕ РУКИ»

– И все-таки – как его добыть?

– Сразу оговорим: его производители всячески чуждаются рекламы, я с ними согласен, поэтому во всех моих словах о ханге нет рекламного подтекста.  А добыть его несложно: списываетесь с производителями по Интернету, рассказываете о себе. Я так просто дал ссылку на свой сайт. Еще они спросили, не дистрибьютор ли я, не намерен ли перепродать ханг – им, повторюсь, нужно, чтобы ханг попадал напрямую в руки музыкантов, так сказать, особого толка. И не важно, являешься ли ты именитым – главное, что именно ты намерен играть, получив ханг.

– Примерная стоимость инструмента?

– О ней вообще бы не хотелось говорить… Единственное, что стоит сказать: некоторые владельцы инструмента из Москвы, насколько знаю, получили ханг через интернет-аукционы. Это в несколько раз дороже, чем напрямую от производителя.

– Кто выставлял ханги на эти аукционы?

– Те, которые на них наигрались – обычная практика в музыкальной среде. И еще один момент: ханги с аукционов – они обычно «первого поколения», вдобавок могут быть расстроены по ходу эксплуатации. Или вовсе с дефектом. То есть, идя таким путем, получаешь «кота в мешке». Что не очень позитивно.

– Тогда о позитивном, о музыке. С какими инструментами ханг лучше, оптимальней сочетается?

– Здесь я – вернее мы, проект «Альгамбра» – в процессе поиска новых звуков, инструментов, самобытных исполнителей для сотрудничества. Ханг для нас – история недавняя. Поэтому на своей страничке в Сети написали: открыты для совместных экспериментов. В ответ разнообразием не балуют: пишут, что нужен перкуссионист, барабанщик, всё такое… От себя могу сказать, что с хангом хорошо сочетаются инструменты, схожие с человеческим голосом в плане длительности нот, звука. Ханг играет короткие ноты, у него сильная звуковая атака. Поэтому с ним хороши губная гармошка, аккордеон, виолончель – по тембру более низкие и долгие по звуку.

– А, например, медные духовые?

– Не знаю… надо подумать. Все зависит от вкуса музыканта: если в меру – почему нет? Короче, впереди еще много опытов, чтобы понять с чем, где и как сочетается ханг. Просто, к сожалению, не так много музыкантов, способных импровизировать «от себя», без оков какой-нибудь школы импровизации. Есть, в основном, джазмены. Но их импровизации или академичны, предсказуемы – или слишком бурные, взахлест. С хангом такое не годится. И вообще все зависит от того, что у человека внутри. А не от диплома или школы.

 

«ВАЖНЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ»

– Как относятся к хангу в мультиинструментальных проектах? Ведь его звук выпирает из общего музыкального пространства.

– Есть такое… Сольная игра на ханге и игра на нём в коллективе – две разных истории. В коллективе он и звучит иначе, и месседж от него другой. Но у нас в «Альгамбре» нет стремления сделать ханг «фишкой» – мол, все строится вокруг него. Есть авторская музыка – моя и Романа Вселенского, играющего на гитаре, – в которую заложен принцип: она может звучать по-разному с разным составом музыкантов. Например, на концерте в КЦ «ДОМ» с нами работала замечательная певица Оля Земляника, пела вокализы.

– Фолк-вокал пробовали?

– Нет, но это возможно – у нас есть музыка с ориентальным контекстом, близкая к world-music.

Короче, у нас нет ощущения, что ханг сильно довлеет. И есть желание, чтобы в нашей музыке он был инструментом «важным среди равных». (Через паузу.) Скажу, возможно, странную вещь: ханг для меня ни в коем случае не фетиш. В моей коллекции много перкуссионных инструментов: из Африки, Индии, Китая, среди них – родственные хангу… скажем, гонги всевозможные… на ханге я не зациклен. Кстати, его создатели глубоко исследовали эту тему: Тибет, Юго-Восточную Азию… Индонезию, где есть целая культура игры на металлических ударных в чисто ритуальных целях: надо вызвать дождь – всей деревней играют определенную мелодию… подобно тому, как на Руси в колокола звонили, молясь о нужной погоде… Но эта восточная ритуальная музыка – можно сказать, божественная – еще и сильно развита для ударных, вся основана на ритме. У нас ее можно услышать в посольстве Индонезии, на курсах игры для студентов Института Азии и Африки. Лично я, после того как начал интересоваться мировыми традициями игры на ударных, прошел обучение в этом посольстве (Гамелан-оркестр), учился в Индии игре на традиционных барабанах табла, знаком и с японскими традиционными барабанами – тайко.То есть, я снова о том, что у ханга есть и предшественники, и родственники. Их тоже надо знать и уважать.

– Последний вопрос о ханге: музыку для него можно записать нотами?

– Наверное, да. Но я этого не делаю. Потому что в нем изначально заложен принцип интуитивности, а не игры по нотам.  Да, на ханге можно сыграть жесткую мелодию… некоторые даже играют узнаваемые мелодии – и, по-моему, этим все опошляют: у ханга изначально иной музыкальный контекст.

– В России кого из коллег по хангу знаете?

– В этом году в Москве прошел – и, надеюсь, пройдет еще не раз – фестиваль ханга и диджериду. Милое предприятие с очень позитивной идеей. Благодаря фестивалю мне известен исполнитель Тимур (Тимур Ханг – АБ.). Но коротко мы не знакомы, и он, если не ошибаюсь, живет не в России… Еще есть несколько ребят, которые в начале обучения игры на ханге. Больше никого не знаю.

– Тогда хотя бы у «Альгамбры» диск с хангом записан?

– К сожалению, не успели. Плюс у нас будет пауза – на зиму уеду в южные страны. Весной, думаю, приступим к записи. И с концертами тоже до весны придется подождать. Пока же просто советую вложить в материал ссылки на видео с хорошими исполнителями – их всего-то три-четыре. С хангом всё складывается не спеша, без суеты. И это хорошо.

Дмитрий Филатов



Добавить в

Оставить комментарий